Вы используете старую версию браузера. Из-за этого увидеть самое интересное на сайте не получится. Чтобы всё работало, как надо, лучше открыть страницу в свежей версии Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge или Яндекс.Браузера. Вы используете устаревший браузер, поэтому возможны проблемы с отображением страницы. Для корректной работы откройте страницу в последней версии одного из следующих браузеров: Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge.

image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

Бывает так, что официальный руководитель не внушает коллективу доверия, зато в команде есть неформальный лидер — человек, который не занимает высокую должность, но люди идут за ним сами.

В статье рассказываем, в чём отличие формального лидера от неформального, какие бывают типы неформальных лидеров и как пульс-опросы выявляют скрытые лидерские качества сотрудников. В конце статьи вы найдёте советы, как руководителю взаимодействовать с неформальным лидером, чтобы укрепить атмосферу в коллективе и повысить эффективность компании.

Кто такой формальный лидер

Формальный лидер — это человек, который занимает официальную руководящую должность. Например, директор компании или глава отдела. Такой руководитель:

  • Несёт ответственность за достижение целей и результатов компании.
  • Имеет право выдавать указания подчинённым.
  • Принимает стратегические решения.
  • Организовывает работу коллектива.
  • Контролирует выполнение задач.
  • Принимает дисциплинарные меры в случае необходимости.
  • Отвечает за эффективность работы подразделения.
  • Всеми способами обеспечивает максимальную производительность команды.

Его влияние поддерживается организационными структурами, а также благодаря соблюдению корпоративной иерархии.

Кто такой неформальный лидер

Неформальный лидер — это человек, который не обладает официальной властью, но может влиять на других сотрудников из-за лидерских качеств, харизмы, опыта.

Неформальным лидером в коллективе может стать человек, у которого хорошо развиты профессионализм, эмпатия, умение мотивировать людей и находить общий язык с коллегами. Он часто становится лидером благодаря уважению и поддержке со стороны коллег, которые видят в нём авторитетного специалиста и идут за ним. При этом такой сотрудник не несёт ответственности за действия коллектива.

формальный и неформальный лидер

Необязательно быть официальным руководителем, чтобы вдохновлять коллег на свершения

Неформальный лидер может появиться в компании по разным причинам:

  • Стечение обстоятельств — в случае форс-мажора, когда официального руководителя нет.
  • Экспертность сотрудника — у коллеги богатый опыт, развиты профессиональные навыки, он готов помочь в любой ситуации.
  • Неправильная стратегия или недостатки характера у начальства — коллектив недоволен официальным руководителем и выбирает лидером другого человека.
  • Недостаток навыков или опыта у формального лидера — более опытный сотрудник берёт на себя функцию руководителя.
  • Использование одного стиля управления долгое время — сотрудники начинают искать альтернативу, чтобы адаптироваться к изменяющемуся миру.

Вот в чём заключаются основные различия между формальным и неформальным лидером:

 Формальный лидерНеформальный лидер
Официальная власть и позицияОбладает имиНе обладает ими
Источник властиПолучает власть от компании или своей официальной позицииЗавоёвывает власть на основе индивидуальных достижений и черт характера
Происхождение и признаниеНазначается или избирается на должностьПриобретает авторитет благодаря своим навыкам и качествам
Управление и контрольИмеет больше возможностей для управления и контроляВозможности контроля ограничены персональными воздействиями и убеждениями
Продолжительность лидерстваМожет иметь ограничение по времениМожет оказывать влияние даже после ухода с официальной позиции

Читать по теме:

Типы неформальных лидеров

Существует несколько типов неформальных лидеров. Однако важно помнить, что в каждом человеке в разных пропорциях сочетаются качества всех типов. При целенаправленной работе лидерские стили успешно развиваются, даже если изначально они не были характерны для человека.

В системе iSpring используют пять лидерских стилей.

Доминант

Идеальный кризис-менеджер. Его основные характеристики:

  • Целеустремлённый, способен эффективно действовать в сложных ситуациях.
  • Умеет убеждать и покорять людей с помощью личного обаяния.
  • Не боится действовать решительно.
  • Инициирует изменения и помогает организации успешно развиваться.
  • Своим примером мотивирует команду к достижению целей.

У такого лидера есть и недостатки: поражения подрывают его уверенность, поэтому доминанта нужно поддерживать и напоминать ему, что неудачи нормальны.

Инноватор

Главный союзник перемен. Его основные характеристики:

  • Вдохновляет на перемены и помогает коллегам преодолевать страх перед новыми вызовами.
  • Ищет новые подходы, адаптируется к рыночным трендам и не боится ошибок.
  • Генерирует новые идеи в разных областях — от улучшения продукта до найма.
  • Ему необходимы творческие эксперименты для достижения наилучших результатов.
  • Инициирует внедрение новаторских практик и помогает находить нестандартные решения.

Чтобы инноватор был эффективен, ему нужно поле для экспериментов. Он может недооценивать риски, поэтому к его ошибкам стоит относиться с пониманием.

Интегратор

Отличный посредник для переговоров. Его основные характеристики:

  • Высоко развита эмпатия, умеет поддерживать людей.
  • Способен налаживать взаимодействие в коллективе и объединять сотрудников.
  • Помогает адаптировать новичков и создавать дружественную атмосферу.
  • Поддерживает коллег в трудных ситуациях и конфликтах.
  • Создаёт обстановку взаимопонимания и поддержки, улучшает рабочую атмосферу.

Слабая сторона интегратора — он может отвлекаться от бизнес-задач, так как будет уделять слишком много внимания межличностным отношениям.

Протектор

Надёжный сотрудник, который хранит традиции и всегда следует инструкциям. Его основные характеристики:

  • Глубоко понимает инструменты бизнеса и его возможности.
  • Обеспечивает надёжность, стабильность и безопасность в работе компании.
  • Силён в разработке инструкций, стандартов безопасности, технологических процессов.
  • Умеет предотвращать ошибки, защищает бизнес от рисков и обеспечивает его эффективную работу.
  • Помогает оптимизировать процессы и обеспечивает стабильность работы.
  • Внимательный к деталям, ответственный и скрупулёзный.

К минусам протектора относится то, что такой сотрудник с трудом адаптируется к изменениям и часто необоснованно критикует новые идеи.

Эксперт

Лидер с точки зрения профессиональных компетенций. Его основные характеристики:

  • Имеет опыт, который помогает обеспечить высокое качество продукции или услуг.
  • Активно участвует в обучении новых сотрудников, а также играет роль наставника для остальных членов команды.
  • Разбирается в различных методиках и инструментах и предлагает лучшие решения для успеха компании.
  • Умеет давать советы, оказывать поддержку и предлагать экспертизу, которые способствуют достижению успеха.

Недостатки эксперта: он может быть равнодушен к областям, которые не относятся к его профессии, а также может проявлять недовольство по отношению к не самым старательным сотрудникам.

Как распознать неформального лидера с помощью пульс-опросов

Распознать неофициального лидера помогают пульс-опросы. Этот метод опроса используют, чтобы оценить уровень удовлетворённости и мотивации сотрудников, эффективность работы и другие аспекты корпоративной среды. Например, отметить навыки и лидерские качества коллег помогают такие вопросы:

  • Кто в ситуации неопределённости берёт лидерство на себя?
  • Кто обычно предлагает новые идеи?
  • К кому вы обратитесь за профессиональным советом?

На основе ответов определяется, какой тип лидерства в большей степени присущ сотруднику: доминант, инноватор, интегратор, протектор или эксперт. Для каждого стиля лидерства формируется рейтинг, благодаря которому сотрудники узнают свои сильные стороны и недостатки, над которыми стоит поработать.

навыки неформального лидера

Когда сотрудник пройдёт пульс-опрос, в его карточке можно будет посмотреть, какими навыками он обладает и какие стили лидерства ему присущи

Читать по теме:

Как руководителю взаимодействовать с неформальным лидером

Неформальные лидеры могут серьёзно влиять на команду и формировать её настроение и поведение. Если руководитель не контролирует действия такого сотрудника, это может привести к разногласиям и конфликтам, ухудшить атмосферу в коллективе, подорвать производительность и отразиться на бизнес-целях компании. Вот что важно делать, чтобы быть в согласии с неформальным лидером.

Устанавливать открытую и доверительную коммуникацию. Руководитель должен учитывать позицию неформального лидера, принимая решения. Важно объяснить такому сотруднику, какие цели ставит перед собой компания и как неформальный лидер может повлиять на их достижение.

Сотрудничать, а не соперничать. Руководство может поручать такому сотруднику дополнительные обязанности и в сложных ситуациях спрашивать у него совета. Информация о происходящих в компании событиях поможет неформальному лидеру лучше понимать контекст и направлять команду к общим целям.

Встречаться один на один. Регулярные индивидуальные встречи помогут начальнику оперативно замечать изменения в настроении сотрудника, быстро на них реагировать и таким образом избегать негативного влияния на коллектив.

Держать слово. Если официальный руководитель обещал выделить ресурсы на проект, то обязательство необходимо выполнить, иначе это может подорвать доверие к руководству и нарушить единство в коллективе. А чтобы не подорвать авторитет неформального лидера, не стоит критиковать его перед командой в случае проблем.

Взаимодействие формального и неформального лидеров помогает определить место неформального лидера в корпоративной системе и поддерживать с ним конструктивный диалог. А это, в свою очередь, поможет создать благоприятную рабочую среду и достичь общих успехов в работе.

Как выявить скрытые проблемы бизнеса при помощи пульс-опросов от iSpring

Пульс-опросы позволяют в короткий срок получить анонимную и честную обратную связь от сотрудников. Это помогает своевременно выявить проблему и решить её, не прибегая к радикальным мерам.

Пульс-опрос охватывает следующие показатели:

  • Вовлечённость — выявляет лояльность сотрудников, их желание работать в компании и делать больше, чем требуется по инструкции.
  • Благополучие — выявляет выгорание и уровень стресса сотрудников.
  • Удовлетворённость — выявляет причины фрустрации и стресса.

Оценка компании происходит по 11 факторам: руководитель, команда, кросс-функциональное взаимодействие, возможности для развития, вознаграждение и признание, условия для успеха, полномочия, уважение к сотрудникам, согласованность, инновации, гордость за продукт.

Ключевое преимущество пульс-опросов — регулярность. Если проводить их раз в неделю, получится всего 5–10 вопросов. Сотрудник потратит на них не больше пяти минут, а руководитель сможет оперативно отследить динамику показателей и выявить проблемы на ранней стадии.

результаты пульс опроса

В отчёте можно увидеть результаты опроса. Цвета ячеек показывают состояние метрик: зелёным отмечены ячейки с высокими результатами (80–100%), серым — со средними (60–79%), красным — с низкими (0–59%)

В пульс-опросе от iSpring собрано 105 вопросов, которые оценивают 13 показателей. Примеры вопросов можно посмотреть в демоверсии. Для этого оставьте заявку на бесплатную демонстрацию и попробуйте сервис в удобное для вас время.

Платформа для онлайн-обучения персонала Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑ обучения за 1 день. Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
devices devices
photo
Платформа для онлайн-обучения персонала
Подробнее