Обучение со вкусом
Как в «Додо Пицце» дистанционно обучили 300 франчайзи
image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xmlimage/svg+xmlimage/svg+xml Ключевые тенденции дистанционного обучения в 2019 году Ключевые тенденции дистанционного обучения в 2019 году Ключевые тенденции дистанционного обучения в 2019 году Ключевые тенденции дистанционного обучения в 2019 году Ключевые тенденции дистанционного обучения в 2019 году Ключевые тенденции дистанционного обучения в 2019 году Ключевые тенденции дистанционного обучения в 2019 году Ключевые тенденции дистанционного обучения в 2019 году

Виртуальная реальность, искуственный интелект и чат-боты. Дистанционное обучение стремительно развивается: появляются новые жанры и форматы. Мы обсудили его будущее с ведущими зарубежными экспертами отрасли, и готовы поделиться ключевыми выводами.

Перед вами шесть тенденций, которые повлияют на корпоративное онлайн-обучение в 2019 году. Одна из них оказалась довольно неожиданной.

1. AR и VR набирают обороты

Дополненная (AR) и виртуальная реальности (VR) на слуху уже пару лет, и вот, наконец, тренд добрался и до сферы обучения. Учащиеся — в первую очередь люди. А люди, скажем честно, не хотят штудировать скучные учебники. Плюс, за их внимание борются сотни раздражителей: забавные видеоролики на Ютубе, лента новостей в Вконтакте и даже постоянные сообщения от коллег в корпоративном мессенджере. В этом плане AR и VR отлично справляются и с вовлечением, и с развлечением пользователей.

В сентябре прошлого года Walmart купил 17 000 гарнитур Oculus Go. Более миллиона сотрудников знаменитого ретейл-гиганта почти в 5 000 магазинов по всему миру теперь прокачивают на виртуальных полигонах. В частности, продавцов Walmart учат быстро обслуживать клиентов во время «Чёрной пятницы», когда число посетителей зашкаливает.

При помощи VR сотрудники Walmart учатся обслуживать клиентов и работать с корпоративным ПО

Сотрудники крупнейшей нефтесервисной компании США Schlumberger через VR учатся работать на буровых вышках. Плохая видимость, поломки оборудования — нештатные ситуации операторы отрабатывают в безопасных условиях.

В Schlumberger при помощи VR учат новичков работать на буровых вышках, без риска допустить аварию

Западные ветры принесли моду на VR и в Россию. К примеру, на виртуальном тренажере электромеханики РЖД учатся ремонтировать станочный электропривод.

Сотрудники РЖД учатся чинить пульт ДСП на железнодорожных путях

А стажёры «Газпромнефть» при помощи VR могут с высоты птичьего полёта увидеть важнейшие узлы перевалки топлива, проехать в кабине бензовоза и рассмотреть скрытые от глаз подземные коммуникации АЗС.

В «Газпромнефть» на виртуальном симуляторе новых сотрудников знакомят с процессом производства топлива

Если VR — альтернатива очным занятиям, то AR — дополнение к ним. К примеру, автомобильный концерн BMW выпустил интерактивное руководство для начинающих механиков, которое помогает обнаружить и устранить поломку в автомобиле.

При помощи AR-приложения механики BMW быстрее чинят движок машины

В Boeing инженеры при помощи AR-программы устанавливают электропроводку в самолетах. Это на 25% сокращает время работы и страхует от ошибок, отмечают в компании.

В Boeing при помощи AR устанавливают электропроводку в самолетах

Хотя виртуальная реальность даёт эффект полного погружения, скорее всего, именно дополненная реальность найдёт большее применение в обучении.

«Лично я вижу огромный потенциал для дополненной реальности. Да, все влюблены в виртуальную реальность, это и правда очень крутая технология. Но я считаю, что вариантов практического применения дополненной реальности сейчас намного больше».

Jane Bozarth

Джейн Бозарт

Директор по исследованиям в области обучения The eLearning Guild

Технология дополненной реальности более демократична — пользователю достаточно иметь смартфон. А вот чтобы насладиться VR-курсом, потребуются специальные очки или шлем. И это может стать проблемой по двум причинам. Во-первых, высокая цена. Например, VR-шлем Oculus Rift стоит порядка 500$.

Еще одно препятствие в повсеместном применении AR и VR в электронном обучении — техническая сложность создания контента и время, которое для этого нужно.

«Если девиз вашей команды “давайте забабахаем наикрутейший курс с VR” — прекрасно, действуйте. Но на это может уйти весь ваш бюджет и время. Возможно, стоит познакомиться с технологией и подождать, когда она станет более доступной, а не бросаться с места в карьер»

Richard Goring

Ричард Горинг

Директор агенства по разработке онлайн-курсов BrightCarbon

2. Искусственный интеллект в обучении становится обычным делом

Бизнес вовсю применяет искусственный интеллект (ИИ). Теперь лишь вопрос времени, когда эти алгоритмы придут в электронное обучение.

Вы наверняка видели блок «Вам также может понравиться» при покупках в интернет-магазинах. Подобным образом можно улучшить и учебный портал: «Если вы записались на этот курс, вам могут быть полезны следующие курсы:…». Или, если алгоритм обнаружит, что большое число пользователей испытывает трудности в определенном разделе теста, вы сможете дополнить курс информацией по проблемной теме.

«Считаю, что ИИ сыграет огромную роль в обучении. Компьютеры все лучше распознают действия пользователей, все лучше анализируют, какой контент потребляют пользователи. Думаю, скоро они смогут обрабатывать данные и выдавать готовые решения под индивидуальные потребности»

Patrick Gurczynski

Патрик Гурчински

Разработчик цифрового обучения в ResMed

Создание чат-ботов — один из наиболее распространенных вариантов использования искусственного интеллекта. Например, в каждом айфоне «обитает» Siri — один самых известных чат-ботов.

Чат-боты — виртуальные помощники, которые дают пользователям ответы на вопросы через мессенджеры. Их можно интегрировать с веб-сайтом, корпоративной страницей в социальной сети или приложением.

Если вы заходите на веб-сайт компании и начинаете общаться в окошке чата, скорее всего, вы общаетесь с роботом. Во всяком случае до тех пор, пока он не сочтет нужным передать ваш запрос своему коллеге-человеку.

К примеру, чат-бот сети Marriott помогает путешественникам найти и забронировать отель на нужные даты и даже предоставляет информацию о вакансиях, если пользователю это интересно.

Чат-бот Marriott. Источник: chatbotguide.org

Корпоративный чат-бот облегчит онбординг персонала, поскольку процедура ввода новичков обычно одна и те же. По первому запросу он даст общую информацию о компании, ее целях, общих требованиях и ответит на самые частые вопросы.

«Чат-боты способны принести огромную пользу для обучения. Например, можно усилить диалоговый тренажер искусственным интеллектом. Представьте, насколько сложнее и реалистичнее станет задача по отработке возражений виртуальных клиентов»

Joe Ganci

Джо Ганчи

Президент консалтинговой компании eLearning Joe

Сервис с ИИ можно использовать в качестве наставника, который посоветует, какой курс пройти, чтобы восполнить пробел в знаниях, или даст ссылку на дополнительный контент по теме. Так, например, бот Telegram по имени @mybookbot найдет нужную книгу через интернет и сбросит ссылку для скачивания.

А еще чат-бот уменьшит административную нагрузку на специалистов по обучению. Роботы быстрее чем люди ответят на информационные запросы, например, подскажут расписание или результат теста. Плюс, они доступны 24/7, что идеально соответствует концепции «Учитесь, когда и где хотите».

3. Курсы больше не самоцель. Важен контекст

Хранить знания в памяти — бесполезно. Вся информация либо быстро меняется с изменением технологий, либо находятся на расстоянии двух кликов в интернете. Поэтому больше никто не учится впрок. Сотрудники стремятся получить предельно конкретные ответы на свои вопросы, возникающие в процессе работы. Причем ответы молниеносные.

Потому СДО постепенно превращаются в базу знаний, в которой, как в Google, можно мгновенно найти нужную информацию и решить конкретную задачу.

«Все больше компаний создают базы знаний, к которой любой сотрудник может обратиться при возникновении в его работе какой-либо проблемы и быстро найти подсказку. Например, управленец не знает, как правильно поставить задачу для подчиненных, которые не хотят ее выполнять? Ответ он найдет в базе. Молодой рекрутер забыл, как проводить техническое интервью, – короткая детальная инструкция ждет его».

Charles Jennings

Чарльз Дженнингс

Основатель института 70:20:10

Кстати, вы можете заметить, что все это весьма похоже на микрообучение — серию коротких предельно целевых уроков. Это действительно так — performance support и микрообучение идут рука об руку, и в 2019 году мы, вероятно, увидим, что микрообучение станет еще популярнее.

«Когда вы сознаете, что ваши пользователи — загруженные обязанностями сотрудники и все, что они хотят — это быстро решить задачу или найти ответ, тогда интересный контент, разделенный на удобные маленькие порции, показывает выдающиеся результаты».

Mayra Aixa Villar

Майра Эйкса Вийар

Независимый консультант по eLearning

4. Контент становится все более визуальным

Основа онлайн-обучения — электронные курсы. Тем не менее, форматы меняются — курсы постепенно вытесняет видео и другой интерактивный контент. Важную роль здесь сыграли социальные сети. Если вы следили за трендами SMM, то, вероятно, заметили, что видео — в записи или живые трансляции — стало движущей силой большинства платформ.

Так, например, компания Deloitte для отбора сотрудников создала интерактивное видео, которое имитирует первый день на новой работе. Персонаж попадает в разные ситуации. К примеру, проливает кофе на сотрудника компании. И нужно выбрать — извиниться перед человеком или сделать вид, как будто ничего не произошло. Те, кто правильно прошел тест, попадают в команду Deloitte.

Фрагмент видеокурса компании Deloitte

Видеоуроки делают обучение максимально наглядным. Бизнес-тренерам не нужно тратить время на разъезды и выступления: достаточно один раз снять видео и открыть к нему доступ. Можно доходчиво объяснить любую тему: от основ интернет-продвижения до занятий плаванием. Обучение проходит в формате «смотри — повторяй».

5. Обучение стало еще более мобильным

Мобильное обучение становится мейнстримом. Согласно данным за ноябрь прошлого года, доля мобильного интернет-трафика составила 48,2% и продолжает расти. Поэтому если вы разрабатываете и распространяете учебный контент, который нельзя изучать с планшета или смартфона, в 2019 году этому не найдется оправдания.

Уловив тенденцию, компании стали разрабатывать электронные курсы для мобильников и планшетов. Так, например, в «Дом.ру» через гаджеты сотрудников учат сотрудников, подключать интернет и телефон.

Фрагмент мобильного курса компании «Дом.ру»

LinkedIn опросил около 4 000 специалистов сферы eLearning и выяснил, что для большинства задача номер один — убедить сотрудников найти время для обучения. Это означает, что компании должны сделать доступ к учебным материалам простым и удобным. А для вендоров СДО наличие собственных мобильных приложений теперь — обязательная опция, а не приятный бонус.

6. Специалисты по обучению возвращаются к основам

Любопытно, что несмотря на прогнозы экспансии VR/AR-технологий и роста использования искусственного интеллекта в электронном обучении, некоторые эксперты ожидают отхода от модных словечек и хайповых технологий.

Дело в том, что иногда причиной инноваций становится лишь страх отстать от жизни и выглядеть менее продвинутыми по сравнению с коллегами из индустрии. А когда мы плохо понимаем сам процесс обучения, его теорию и физиологию, нас могут легко отвлечь от сути все эти новомодные тренды и сервисы с красивым дизайном. Не забывайте, что технологии меняются и развиваются, но наша цель неизменна — улучшать результаты бизнеса.

«Я надеюсь, что мы будем уделять больше внимания выстраиванию обучения с учетом когнитивных способностей человека. Вместо поисков волшебной пилюли стоит заняться изучением устройства мозга, тогда большему числу людей станет понятно, что нужен “точечный полив”, а не наводнение из информации».

Clark Quinn

Кларк Квинн

Исполнительный директор Quinnovation

Тренды eLearning: основные выводы

  1. VR — это круто, но для AR найдется больше применения. С обеими технологиями будет интересно поиграть, но не стоит делать на них ставку, если ваши ресурсы ограничены.
  2. То же самое касается ИИ. Тем не менее, если у вас есть возможность запустить чат-бота, не сомневайтесь и попробуйте.
  3. Формат электронного обучения теперь — не столько курсы, сколько информационный ресурс, доступный в момент нужды.
  4. Визуальный контент — движущая сила электронного обучения.
  5. Пользователи по умолчанию ожидают, что учебный контент будет хорошо работать и на компьютере, и на смартфоне.
  6. Не смотря на хайп вокруг современных технологий, не забывайте об основах обучения и когнитивной науки. Они являются неотъемлемой частью успешного обучения и уберегут ваши время и ресурсы от траты на очередную модную новинку.

Источник: vc.ru

 

Платформа для корпоративного обучения

iSpring Online помогает автоматизировать обучение в компании и держать под контролем результаты обучения.

iSpring Online
Платформа для онлайн-обучения с мировым именем
Всего за 96 рублей в месяц на сотрудника!
 
iSpring Online
До запуска вашего учебного портала всего 1 клик
  • Создайте единую базу знаний, доступную сотрудникам 24/7
  • Загружайте курсы, проводите обучение, контролируйте результаты
  • Всего за 96 рублей в месяц на 1 сотрудника