Вы используете старую версию браузера. Из-за этого увидеть самое интересное на сайте не получится. Чтобы всё работало, как надо, лучше открыть страницу в свежей версии Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge или Яндекс.Браузера. Вы используете устаревший браузер, поэтому возможны проблемы с отображением страницы. Для корректной работы откройте страницу в последней версии одного из следующих браузеров: Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox, Microsoft Edge.

image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

Исследователи из института Гэллапа утверждают, что 6 из 10 работников приходят в офис и просто присутствуют там, не понимая, почему их работа важна. Это дорого обходится бизнесу, ведь такие сотрудники не стремятся выполнять задачи вовремя, не знают, как их работа влияет на дела компании. Главное для них — провести рабочие часы в офисе и получить зарплату.

Чтобы сотрудники осознавали свою ценность и хотели работать на благо бизнеса, нужно повышать их вовлечённость, то есть помогать им чувствовать себя значимой частью команды.

В статье расскажем:

  • как оценить вовлечённость персонала в работу;
  • какие стратегии могут повысить её;
  • как выбрать подходящую стратегию.

Для чего компании измеряют и повышают вовлечённость

Вовлечённость — это желание сотрудника выполнять свою работу максимально эффективно. Рассмотрим пример, чтобы стало понятнее.

Вовлечённый работникНевовлечённый работник
Понимает, какую роль он играет в жизни бизнеса. Его цель — сделать максимум за рабочее время, внести свой вклад в развитие компании. Работает с энтузиазмом, предлагает новые решения, активно участвует в брейнштормах. Готов простить работодателю некоторые неудобства. Например, может выйти в выходной, чтобы подготовиться к презентации и помочь компании получить важный проектСчитает, что на работе главное — дотерпеть до конца дня. Не знает целей компании и не интересуется ими. Такой сотрудник не отсвечивает на планёрках, работает хорошо, но делает не больше, чем нужно. Может решить уйти в любой момент, даже если это навредит бизнесу

В 2023 году сотрудники института Гэллапа выпустили отчёт, в котором показали, что вовлечённость персонала в работу помогает бизнесу расти, поддерживает его в кризис и даже повышает лояльность клиентов.

Вот как это происходит:

  1. Растёт производительность компании. Сотрудники работают с энтузиазмом, ищут способы оптимизировать процессы, завершают задачи вовремя. Исследование, проведенное институтом Гэллапа, показало: если количество вовлечённых специалистов увеличивается с 4 человек из 10 до 8, то качество работы вырастает на 33%, а прогулы сокращаются на 41%.
  2. Уменьшается текучесть кадров. Преданные работники остаются в компании — так руководитель не только сохраняет квалифицированный персонал, но и сокращает расходы на поиск нового сотрудника и его обучение.
  3. Клиенты становятся лояльнее. Им проще решиться на дорогую покупку или обратиться повторно, если они видят, что менеджер верит в продукт. Вовлечённые сотрудники создают вовлечённых клиентов, а они, в свою очередь, становятся постоянными покупателями.
  4. Проявляются неочевидные точки роста. Руководителю может быть сложно в одиночку или с заместителем найти пути для масштабирования компании. Вовлечённые сотрудники видят, как клиенты взаимодействуют с компанией, и могут предложить неожиданные идеи. И предлагать их они будут не из необходимости сделать что-то для галочки, а из желания помочь.

16 вопросов для оценки вовлечённости

Оценить уровень вовлечённости поможет опрос, который затрагивает четыре аспекта удовлетворённости сотрудников.

Аспекты удовлетворённости персонала

Среди аспектов нет более или менее значимых — важно добиться удовлетворённости персонала в каждом из них. Тогда вовлечённость сотрудников в работу будет максимальной — они смогут эффективнее развивать компанию.

Мы составили примерный список вопросов. Дополните его, если хотите узнать что-то конкретное. Можно уточнить, например, как складываются отношения между сотрудниками, комфортно ли им коммуницировать в общих чатах.

При подготовке опроса важно сохранить группировку по четырём аспектам. Так будет удобнее проанализировать результаты и выбрать стратегию, которая поможет повысить вовлечённость персонала.

Удовлетворены ли вы профессиональным обучением, которое предлагает компания?

Считаете ли вы, что компания уделяет достаточно внимания вашему профессиональному развитию?

Удовлетворены ли вы возможностями применить свои навыки и опыт?

Довольны ли вы возможностями карьерного роста в компании?

Обучение и повышение квалификации
Понимаете ли вы стратегические цели и миссию компании?

Знаете ли вы, что должны делать, чтобы помочь компании в достижении целей?

Видите ли вы чёткую связь между вашей работой и целями компании?

Помогает ли миссия компании чувствовать, что ваша работа важна?

Понимание целей компании и своих задач
Чувствуете ли вы, что в компании ценят вашу работу?

Отмечает ли руководитель ваши усилия и вклад?

Обсуждает ли руководитель с вами ваши успехи?

Удовлетворены ли вы программой поощрения?

Поощрение сотрудников
Чувствуете ли вы связь с коллегами?

Есть ли у вас друзья на работе?

Считаете ли вы, что руководитель или кто-то ещё в компании заботится о вас?

Помогают ли коллеги друг другу?

Отношения в коллективе

Собрали вопросы из таблицы в список — можете скачать его и создать онлайн-форму.

Провести опрос мало — нужно ещё грамотно проанализировать его результаты. Для этого рассчитайте процент удовлетворённости сотрудников. Есть два варианта расчёта:

  1. Общая удовлетворённость.
  2. Удовлетворённость по четырём аспектам.

В первом случае просто вычислите процент ответов «Да». Допустим, опрос из 16 вопросов прошли 200 человек. 100 из них ответили «Да» на 12 вопросов, и ещё 100 ответили «Да» на 7 вопросов. Получается:

Рассчёт общей удовлетворённости сотрудников

Во втором случае сделайте похожий расчёт, но для каждого из четырёх аспектов работы:

  • Обучение и повышение квалификации.
  • Понимание целей компании и своих задач.
  • Поощрение сотрудников.
  • Отношения в коллективе.

Допустим, каждый аспект в опросе представляют четыре вопроса, как в нашем примере. 200 человек ответили «Да» на все вопросы из аспектов «Обучение» и «Отношения». Значит, удовлетворённость в них составляет 100%. Но по одному положительному ответу получили аспекты «Поощрение» и «Цели компании» — по ним удовлетворённость составляет 25%.

Получается, что работать над вовлечённостью нужно в аспектах «Поощрение» и «Цели компании». Если бы мы не рассчитали удовлетворённость по каждому аспекту, то могли бы принять неэффективные решения — например, искать пути, чтобы улучшить отношения в коллективе, когда сотрудники и так ими довольны.

О чём говорят результаты
Процент удовлетворённостиУровень вовлечённостиХарактеристика сотрудников
70% и болееВысокийПреданы своему делу, намерены остаться на длительный срок
50–70%СреднийПогружены в работу компании, но есть ограничивающие факторы, например напряжение в отношениях с коллегами
30–50%НизкийРавнодушны к работе, могут уйти
Менее 30%ОтсутствующийНе просто равнодушны, а могут нанести вред компании

Какие стратегии повышают вовлечённость

Когда изучите результаты опроса и отметите аспекты, над которыми стоит поработать, выберите подходящую стратегию.

Онбординг

Онбординг — процесс адаптации новичка, во время которого он знакомится с корпоративными ценностями, правилами и культурой. Помогает сотруднику быстрее освоиться в компании и лучше понять, к каким целям движется бизнес, каковы его задачи в разрезе этих целей.

Онбординг может провести HR-менеджер или руководитель отдела. А если информации много, удобнее создать курс с базой знаний, прогрессом и тестами.

Если вы получили много ответов «Нет» на вопросы про цели компании — скорее всего, действующим сотрудникам тоже не помешает освежить знания. Возможно, они позабыли о своей роли. Такое бывает, когда человек работает давно: процессы становятся привычкой, а вокруг ничего не меняется.

Новички обсуждают цели компании

Без онбординга новички могут по-разному видеть цели компании, спорить из-за этого и принимать неверные решения.

Онбординг помогает новому сотруднику быстрее войти в должность. В одних компаниях знакомство и погружение в процессы могут длиться всего несколько дней, а в других (например, в промышленных компаниях) — до двух месяцев. Такая продолжительность негативно сказывается на производстве и прибыли.

Тем не менее ускорить процесс онбординга возможно даже в самых сложных отраслях. Это доказывает пример компании Honeywell, которая разрабатывает технологии для строительства, нефтепереработки и медицины.

Что сделали сотрудники учебного центра, чтобы усовершенствовать онбординг:

  • ввели дистанционное обучение, за счёт чего сократили срок адаптации нового менеджера с восьми недель до трёх;
  • сформировали единую базу знаний, чтобы быстро запускать работу филиалов с новыми сотрудниками без выезда тренера с очными занятиями;
  • ускорили аттестацию в два раза благодаря электронным тестам, автоматической проверке и быстрому формированию отчётов.

Подробнее о кейсе читайте в статье «Расширяя границы: как Honeywell масштабировала бизнес при помощи eLearning».

Интерактивное онлайн-обучение

Часто обучающие материалы — это большие скучные презентации или pdf-документы. Из них сложно вынести полезную информацию и применить её в работе. Улучшить качество обучения помогут интерактивные инструменты: видео с возможностью выбирать ход событий, ролевые игры, симуляции диалогов.

Если при наличии материалов ваши сотрудники не удовлетворены обучением, пересмотрите формат курсов и добавьте интерактивные элементы, например тренажёры или тесты.

Это полезно сделать как для этапа адаптации, так и для этапа развития сотрудников. В первом случае процесс пройдёт легче и быстрее, новички смогут увереннее приступить к работе, а во втором — вырастет качество работы опытного персонала, потому что будет понятно, как применять изученный материал в реальных ситуациях.

Пример работы диалогового тренажёра

Диалоговые тренажеры помогают лучше запомнить скрипты при работе с возражениями. Если в диалоге возникнет стрессовая ситуация, сотрудник вспомнит, что говорить клиенту и как решить проблему.

Менеджер, который уверенно и чётко представляет продукт, вызывает больше доверия у клиентов. Эту мысль подтверждает опыт компании Novex, которая внедрила интерактивные элементы в обучение и смогла повысить качество сервиса на 7%, а средний чек — на 6,56%.

Что для этого сделали:

  • создали курсы по ассортименту;
  • разработали диалоговые тренажёры, которые моделируют разговор с реальным клиентом;
  • подготовили карточки брендов, которые содержат основные характеристики и свойства товаров.

Подробнее о кейсе читайте в статье «Как в магазинах „НОВЭКС“ повысили средний чек через онлайн-обучение сотрудников».

Ассесмент

Аттестация и оценка компетенций полезны с точки зрения руководителя, но для персонала это тревожный и сложный процесс. Уменьшить напряжение можно, если проводить ассесмент в формате викторины или игры.

Звонком к тому, что аттестацию нужно реформировать, послужит большое количество «Нет» в вопросах про обучение и поощрение. Сотрудникам важно видеть результат оценки их компетенций не только в формате «хорошо» или «плохо», но и в виде повышения грейда или новых предложений для дальнейшего развития.

Например, продавец, который отлично разбирается в товарах и в принципах работы с покупателями, мог бы стать наставником для новичков или участвовать в разработке материалов для онбординга.

Пример теста в формате онлайн-аттестации

Онлайн-аттестация позволит сотрудникам проходить тест в удобное время. Им не придётся менять планы и нервничать, а ответственным за обучение специалистам — организовывать тестирование и проверять бланки вручную.

Важность аттестации давно признала «ФораФарм» — компания, которая занимается производством, дистрибуцией и продажей аптечных товаров. Благодаря вводу онлайн-аттестации организация повысила качество работы сотрудников и увеличила продажи втрое.

Что для этого сделали:

  • внедрили единый стандарт обучения и разработали курсы под разные уровни торговых представителей;
  • создали тесты для проверки знаний после каждого курса, чтобы сотрудники могли закрепить базовые знания;
  • автоматизировали оценку результатов, чтобы быстро понять, кого из работников можно допустить к продаже нового продукта, а кому ещё нужно повторить материал.

Подробнее о кейсе читайте в статье «Заряженные на результат: как в „ФораФарм“ вдвое повысили уровень подготовки продавцов».

Мобильное обучение

Иногда проблема слабого обучения кроется не в качестве материала или способе его подачи, а в доступности. Видеокурсы, презентации, pdf-файлы часто требуют, чтобы их изучали с компьютера. Однако сотрудникам часто удобнее проходить курсы с телефона.

Мобильное обучение помогает работникам лучше понять и запомнить новый материал, а учиться они смогут в удобное время вне офиса.

Работники обучаются вне офиса

Не обязательно выделять личное или рабочее время на обучение — его можно проходить в дороге или в очереди.

Доступное обучение помогло компании «Современные горные технологии» ускорить адаптацию новичков и сократить число аварий на производстве на 29%. Для этого внедрили в работу сервис, который позволяет проходить курсы даже на смартфонах.

Подробнее о кейсе читайте в статье «Как внедрить онлайн-обучение в промышленной компании и снизить число аварий».

Поощрение персонала

Одна лишь заработная плата не всегда мотивирует трудиться усерднее. Люди получат деньги, даже если выполнят работу посредственно. Поэтому важно, чтобы усилия сотрудников уважали и ценили — такие мелочи вдохновляют.

Поощрение — это не обязательно денежное вознаграждение, есть множество других вариантов:

  • сертификат о повышении квалификации, который можно добавить в портфолио или повесить в кабинете;
  • бесплатный доступ к курсам;
  • бейджи и баллы, которые добавляют азарта, их интересно коллекционировать;
  • возможность обратиться к корпоративному психологу;
  • организация зоны отдыха.

Регулярное поощрение персонала поможет улучшить отношения в коллективе как между сотрудниками, так и с руководством.

Пример поощрения сотрудника в виде бейджов

Даже небольшая награда в виде бейджа побудит сотрудников усерднее проходить обучение — им захочется собрать всю коллекцию.

Поощрения в виде бейджей, баллов и сертификатов особенно уместно включать в учебные программы для сотрудников из сложных отраслей. Так и сделали на Learning Nurse — образовательной платформе для медсестёр. Она набрала популярность благодаря интерактивным элементам и автоматизации.

В качестве поощрения за успешное прохождение курса пользователи получают автоматически сгенерированный сертификат. Такая возможность мотивирует учиться лучше, потому что сертификат подтверждает, что навык освоен, а это, в свою очередь, важно для дальнейшего карьерного продвижения.

Подробнее о кейсе читайте в статье «Learning Nurse: „Каждый год мы обучаем 250 000+ студентов-медсестёр с помощью iSpring“».

Геймификация

Геймификация — это применение игровых механик в обучении, например внедрение сюжетных линий, уровней, награждение бейджами или очками. Она не просто делает обучение интереснее, но и создаёт здоровую конкуренцию.

Например, вы можете разбить курс на модули и установить контрольные точки, чтобы коллеги соревновались в скорости прохождения, или добавить после каждого модуля тест и сформировать таблицу лидеров по его итогам.

Австралийские учёные собрали данные из книг, исследований, публикаций и пришли к выводу, что геймификация может улучшить показатели по всем четырём аспектам работы. Она помогает быстрее освоить новые навыки, преодолеть стресс на аттестации, облегчить адаптацию новичков.

Из видео вы узнаете, какие существуют базовые игровые механики, а также как геймификация вовлекает персонал в обучение.

Пользу геймификации подтверждает кейс аптечной сети Europharma. Мы не можем показать все данные, поэтому поделимся только выводами. Руководство сети искало способ обучать по единым стандартам более 900 сотрудников, сократив расходы на очное обучение и сроки адаптации новичков.

Для этого компания внедрила мобильное обучение и включила в процесс игровые элементы. С их помощью получилось вовлечь 90% сотрудников в прохождение курсов. Это помогло сократить срок адаптации новичков с трёх месяцев до двух недель.

Обратная связь

Эта стратегия подразумевает не только отзыв руководителя о качестве работы сотрудников, но и внимание к их мнению. Полезно спросить, чего не хватает команде, что они предложили бы изменить в обучении или процессах.

Возможно, они уже обсуждают эти вопросы между собой за чашкой чая, но информация не идёт дальше. Руководителю важно показать, что он готов слышать мнение сотрудников по любым вопросам.

Пример пульс-опроса сотрудников

С помощью обратной связи вы сможете узнать, кого сотрудники считают лидером команды. Такой специалист вероятнее других подойдет на должность руководителя.

Обратную связь полезно учитывать и при разработке учебных программ. Например, некоммерческий кредитный союз Central One сумел сократить период адаптации новичков с восьми недель до четырёх с помощью онлайн-обучения. Чтобы добиться таких результатов, менеджер по обучению изучал обратную связь по курсам и запросы отделов. Собранная информация помогла ему скорректировать существующие программы и создать новые, более эффективные.

Подробнее о кейсе читайте в статье «Central One: „С iSpring мы сократили время адаптации на 50%“».

Как iSpring Learn повышает вовлечённость сотрудников

Каждую из стратегий можно быстро реализовать с помощью системы управления обучением iSpring Learn. В приведённых кейсах клиенты работали именно с этой LMS.

iSpring Learn подходит:

  • для адаптации новичков;
  • продуктового обучения;
  • повышения квалификации;
  • аттестации;
  • поощрения сотрудников сертификатами.

На платформе вы можете создавать обучающие программы, которые состоят не только из лонгридов и тестов, но и из диалоговых тренажёров и интерактивных игр.

iSpring Learn позволяет компаниям:

  • запустить обучение за один день. Если у вас уже есть материалы и тесты, их достаточно загрузить в систему;
  • сделать курсы доступнее. Их можно проходить не только с компьютера или планшета, но и со смартфона благодаря приложениям для iOS и Android;
  • предоставить офлайн-доступ к материалам — сотрудники смогут учиться даже там, где нет интернета;
  • автоматически проверять тесты, формировать сертификаты и отчёты об успехах персонала;
  • организовать систему оценки «360 градусов».
Пример автоматического формирования отчёта

С iSpring Learn вам не придётся собирать таблицу вручную, чтобы подвести итоги оценки сотрудников. Система автоматически сформирует отчёт. Из него вы увидите, в чём специалисты сильны, а какие качества им стоит развивать.

Заключение

Таблица ниже поможет выбрать стратегии, которые подойдут именно вам. Как видите, каждая из них способна повысить удовлетворённость сотрудников сразу в нескольких аспектах. Например, если нужно усовершенствовать систему обучения и улучшить отношения в коллективе, поработайте над геймификацией.

Стратегия вовлеченияОбучить и повысить квалификацию персоналаПонять цели компании и задачи на рабочем местеПоощрить сотрудниковНаладить отношения в коллективе
Онбординг✖️✔️✖️✔️
Интерактивное обучение✔️✔️✖️✖️
Ассесмент✔️✖️✔️✖️
Мобильное обучение✔️✔️✖️✖️
Поощрение персонала✖️✖️✔️✔️
Геймификация✔️✔️✔️✔️
Обратная связь✔️✔️✖️✔️

Повышайте вовлечённость сотрудников с помощью iSpring Learn. Новые пользователи могут бесплатно тестировать систему на протяжении 14 дней.

Платформа для онлайн-обучения персонала Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑ обучения за 1 день. Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
devices devices
photo
Платформа для онлайн-обучения персонала
Подробнее