Вы читаете перевод статьи Конни Маламед Chunking Information for Instructional Design.

Если провести конкурс на самый попсовый термин в сфере педдизайна, то у слова «дробление» (chunking) есть все шансы на победу. Эта концепция неразрывно связана с учебным и информационным дизайном. Дробление материала на порции решает, потому что именно так работает наш мозг.

Что означает «дробление» (сhunking)?

Дроблением материала называется стратегия деления информации на небольшие блоки, чтобы мозгу было легче усвоить новую информацию. Дело в том, что наша кратковременная (оперативная) память за раз обрабатывает ограниченное количество информации. Именно поэтому нашему мозгу так нужна помощь.

Зачем дробить контент?

В 1956 Джордж А. Миллер сформулировал концепцию «7 плюс-минус 2», доказав, что кратковременная память человека имеет ограниченный объем. Миллер утверждал, что одновременно могут обрабатываться лишь семь (плюс-минус два) фрагментов информации.

Считается, что в наши дни это число уменьшилось до четырех-пяти. Кроме того, когнитивные психологи выяснили, что объем кратковременной памяти зависит от типа и свойств информации, а также индивидуальных особенностей личности.

Смысл в том, что если оперативная память ученика уже заполнена, новая информация не усвоится – в одно ухо влетит, в другое вылетит. И это серьезная проблема для разработчиков курсов. Если учащийся для понимания сложной темы должен держать в уме сразу несколько фактов, разбейте информацию на маленькие удобоваримые порции.

Дробление контента для электронного обучения

Особенно важно дробить информацию для онлайн-обучения. Рядом с учащимися не будет преподавателя, который отвечает на вопросы и руководит процессом. Поэтому материалы должны быть логично и последовательно организованы и поделены на блоки.

Дробление материала отлично работает не только при линейном обучении. Оно зарекомендовало себя при создании учебных блоков, нелинейных подходах к обучению и при обучении методом управляемых открытий. Дробление помогает сгруппировать логически связанную информацию, и такие материалы воспринимаются более осмысленно. Это упрощает понимание.

4 этапа дробления контента

Теперь, когда мы можем гордо заявить, что наша кратковременная память похожа на решето, давайте рассмотрим стратегии решения этой проблемы.

Шаг 1: Начните с глобального

Используйте стратегию дробления контента на этапе построения иерархии курса. Продумайте логику последовательности модулей, уроков и тем.

Начните с больших блоков логически связанной информации и используйте их в качестве модулей. Существует множество стратегий организации информации: например, от простого к сложному, причина-следствие, последовательности и т. д.

См. статью «10 способов организовать контент» для получения дополнительной информации.

Шаг 2: Делите модули на уроки, а уроки на разделы

Разбейте модули на более мелкие логически связанные порции – они станут вашими уроками. Продолжайте этот процесс, пока все содержимое не будет поделено до уровня разделов. По мере того, как вы глубже погрузитесь в контент, вы сможете точно настроить внутреннюю структуру курса.

Шаг 3: Делите на экраны

Когда будет готова структура «модуль-урок-раздел», организуйте материал так, чтобы каждый экран монитора содержал законченную мысль.

В зависимости от вашей иерархии это может быть одна тема, какая-то задача обучения или концепция. Примите за правило избегать освещения нескольких тем, задач или концепций одновременно.

Шаг 4: Проверьте кратковременную память

На протяжении всего процесса не забывайте об объеме оперативной памяти. Действительно ли нужно включать в курс всю информацию, которая у вас есть? Если нет, смело вырезайте то, что напрямую не относится к делу. Меньше – больше.

Потребуется ли учащемуся удерживать в памяти несколько понятий одновременно для освоения блока контента? Если да, то делите еще. К счастью, визуальные эффекты и текст в мультимедийных курсах могут снизить требования к оперативной памяти.

Что делать, когда у вас много несвязанной информации?

Превратите фрагменты в модули. Если у вас много несвязанной информации, возможно, она не относится к делу и не так уж нужна в курсе. Если вы уверены, что эти факты должны быть освещены, найдите способ связать их друг с другом и логически вписать в курс.

В такой ситуации вам придется двигаться от частного к общему. Соберите разрозненные факты в значимые фрагменты. В этом вам, возможно, помогут аналогии или метафоры.

Оперативная память одинаково обрабатывает как четыре байта, так и четыре модуля информации. К примеру, нет разницы между запоминанием четырех букв и четырех слов. Найдите способ сгруппировать небольшие фрагменты информации в модуль, и вы поможете учащимся усвоить больше нового за один раз.

Какие стратегии деления информации используете вы? Поделитесь в комментариях!

Материал по теме: Джордж А. Миллер «Магическое число семь плюс-минус два» (The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information).

Редактор статьи: