image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

Когда хороший исполнитель становится руководителем, он быстро понимает, что на этой позиции другие обязанности и ответственность. Навыки тоже нужны другие. Например, необходимо уметь выстраивать процессы и грамотно давать обратную связь сотрудникам.

Хорошая новость в том, что эти компетенции можно развить — тогда получится стать действительно хорошим руководителем. Однако самому бывает сложно оценить, на что именно обратить внимание, поэтому начинающим управленцам нужна помощь HR-специалистов.

Статья будет полезна менеджерам по обучению, руководителям и HR-специалистам. Вы узнаете, без каких компетенций не обойтись управленцу, а также как развивать и оценивать профессиональные навыки лидеров.

Роль компетенций в эффективном управлении

Компетенции — это профессиональные навыки и личные качества сотрудника, которые нужны ему для работы. А главная задача руководителя — организовать процесс так, чтобы команда достигала поставленных целей и была эффективной. Для этого управленцу нужно уметь распределять обязанности, контролировать, как сотрудники справляются с работой, направлять и мотивировать их, а ещё постоянно сверяться со стратегией компании. Чтобы успешно справляться с этими задачами, руководителю нужны определённые компетенции.

1. Коммуникативные навыки. Управленцу приходится общаться с разными категориями собеседников: подчинёнными, коллегами, клиентами, вышестоящим руководством. Если у руководителя развита коммуникативная компетенция, он сможет быстро понимать, когда, как и что следует говорить, а в каких ситуациях лучше промолчать. Для этого управленцу нужно:

  • владеть грамотной устной и письменной речью;
  • соблюдать речевой этикет;
  • уметь активно слушать;
  • уметь анализировать интонации, мимику и жесты собеседника.

2. Стратегическое мышление. В каждой компании работают разные люди: инициативные и пассивные, исполнительные и нерешительные, креативные и нетворческие. Чтобы команда достигала поставленных целей, руководителю нужно уметь объединять сотрудников, задавать вектор движения и решать, кто для каких задач подходит. Кроме этого, управленцу важно оценивать финансовые показатели своего отдела или всего бизнеса и думать, как их улучшить.

Справляться с этими задачами легче, если у лидера развито стратегическое мышление. Чтобы освоить этот навык, нужно научиться:

  • определять правильный фокус и ставить чёткие цели;
  • выстраивать план работы и адаптировать его в зависимости от ситуации;
  • погружаться в цели бизнеса и понимать, что происходит в компании;
  • предугадывать возможные риски и составлять план Б.

3. Эмоциональный интеллект. Это способность человека понимать и анализировать эмоции — свои и собеседника. Руководитель, у которого хорошо развит эмоциональный интеллект, может поставить себя на место сотрудника или клиента, понять, почему он поступил так или иначе, проявить эмпатию. Без этой компетенции лидеру будет сложно управлять командой, мотивировать работников и коммуницировать с коллегами.

Руководителю с развитым эмоциональным интеллектом проще договариваться и выстраивать доверительные отношения с сотрудниками и клиентами

Руководителю с развитым эмоциональным интеллектом проще договариваться и выстраивать доверительные отношения с сотрудниками и клиентами. Это значит, что он сможет вовремя узнать о проблеме и решить её

4. Навыки управления командой. Хороший руководитель выполняет не только «технические» функции: ставит задачи, назначает ответственных и контролирует их. Ещё он должен уметь работать с командой, а для этого нужно научиться:

  • мотивировать, удерживать и развивать сотрудников;
  • понимать, когда и кому предложить повышение, чтобы специалисты не «перегорели»;
  • управлять конфликтами: понимать, когда он нужен, а когда его лучше погасить, как сохранять мотивацию сотрудников в конфликтных ситуациях;
  • быть стрессоустойчивым — например, сохранять спокойствие, когда приходится увольнять сотрудника;
  • давать конструктивную обратную связь, чтобы мотивировать персонал и повышать эффективность работы команды.

5. Адаптивность и гибкость. Если руководитель долго принимает решения и негативно относится к изменениям, он будет «тянуть» команду назад, и из-за этого могут пострадать процессы во всей компании. Чтобы избежать таких проблем, управленцу нужно уметь позитивно относиться к переменам и «держать лицо» в сложных ситуациях.

Представьте, что заказчик внезапно меняет требования к проекту. Хороший руководитель не теряется и оперативно собирает команду, чтобы обсудить новые вводные. Он выслушивает предложения каждого участника команды и вносит в план изменения, которые позволят завершить проект в срок и с теми же ресурсами. Благодаря такому подходу руководителя сотрудники чувствуют уверенность и продолжают работать на результат.

Подробнее о профессиональных навыках:

Компетенции сотрудника — виды и модели

Как оценить компетенции руководителя

Любому руководителю важно знать свои сильные и слабые стороны — в профессиональном и личностном плане. Однако оценить их самостоятельно и объективно бывает сложно, поэтому в компаниях этим занимаются HR-специалисты.

Чтобы понимать, над чем руководителю нужно поработать, менеджеры по управлению персоналом регулярно проводят оценку компетенций. Есть много способов это сделать, мы расскажем об основных.

Тестирование. Распространённый и простой метод, который помогает быстро и объективно оценить ключевые компетенции руководителя проекта или команды. Тесты бывают:

  • профессиональные — выявляют степень компетентности руководителя в управленческой деятельности;
  • психологические — помогают оценить личностные качества управленца.

Обычно HR-специалисты используют комплексные тесты, которые помогают оценить руководителя с нескольких сторон — например, его эмоциональный интеллект, мотивацию, личностные качества. Если не знаете, с чего начать, прочитайте статью «Тесты на управленческий потенциал: 12 методов оценки руководителей». В ней мы подробно разобрали тесты на управленческие навыки и методики определения типа личности.

Тестирование можно проводить офлайн или использовать электронные сервисы, например iSpring Learn. Это платформа для онлайн-обучения, где HR-специалисты могут создавать курсы, проверять знания и компетенции персонала, а сотрудники — проходить обучение и тестирование.

Чтобы оценить профессиональные компетенции руководителя, можно создать тест на платформе прямо из браузера. HR-специалисту или менеджеру по обучению доступны пять типов вопросов — например, выбор одного или нескольких вариантов ответа, краткий ответ, расположение вариантов в правильной последовательности или установление соответствия.

Детальную статистику по тестам можно посмотреть в разделе «Отчёты» платформы iSpring Learn. HR-специалисту доступны результаты опросов, информация о том, где сотрудник допустил ошибки, сколько попыток ему понадобилось. С помощью такой подробной аналитики получится точнее оценить профессиональные компетенции управленца.

Интервью. Обычно интервью проводят, чтобы понять, соответствует ли руководитель занимаемой должности, или принять решение о его повышении. Интервью бывает:

  • структурированным — в этом случае руководителю задают вопросы по списку;
  • неформальным — проходит в виде свободной беседы;
  • ситуационным — руководителю предлагают рабочие ситуации и просят описать, как он будет себя вести, какие решения принимать.

Интервью лучше проводить в офлайн-формате. Так HR-специалист сможет не просто задать вопросы и получить ответы, но и оценить, как руководитель устанавливает контакт, какие жесты и позы используют в ходе беседы.

Оценка «360 градусов». Метод, при котором руководителя оценивают со всех сторон: подчинённые, коллеги, вышестоящее руководство, клиенты и он сам. Чтобы получить объективные результаты, опросы проводят анонимно. Точность оценки зависит от того, насколько искренне отвечают опрашиваемые, какая атмосфера царит в команде. Вот как работает оценка «360 градусов» на платформе iSpring Learn:

  1. HR-специалист определяет цели оценки. Например, задачей может быть проанализировать компетенции руководителя отдела продаж.
  2. HR-специалист составляет опрос и назначает его сотрудникам: подчинённым, коллегам, топ-менеджерам и самому руководителю.
  3. Управленец оценивает себя, а все остальные сотрудники — его.
  4. HR-специалист получает готовый отчёт по компетенциям руководителя.

С iSpring Learn не придётся придумывать, что именно нужно оценить: в системе есть конструктор. С его помощью можно создать модель ключевых компетенций современного руководителя, которую используют в компании.

В конструкторе можно создавать профили компетенций — для каждой категории сотрудников

В конструкторе можно создавать профили компетенций — для каждой категории сотрудников

Процесс оценки автоматизирован: система сама назначает опрос сотрудникам, ставит дедлайны и составляет отчёты. У HR-специалиста будет детальная аналитика. Например, в сводном отчёте по всем сотрудникам наглядно видно, кто из оцениваемых руководителей больше соответствует должности или готов к следующему повышению, а из сводки по компетенциям понятно, какие навыки развиты хорошо, а какие нужно совершенствовать.

Сводка по компетенциям на платформе iSpring Learn

Сводка по компетенциям на платформе iSpring Learn — один из вариантов отчёта, который используют HR-специалисты для оценки навыков руководителей

В iSpring Learn отчёт можно представить в виде графика — радара компетенций. Так наглядно видно, как руководителя оценивают разные группы сотрудников, и получится выявить расхождения во мнениях.