22 февраля в гостях у iSpring побывала Дебби Ричардс, президент Creative Interactive Ideas, в 2016 году вошедшая в топ самых влиятельных экспертов по корпоративному электронному обучению. Дебби рассказала о нескольких проектах по запуску мобильного обучения. Перед вами конспект ее доклада.

Практика показывает, что мобильные технологии отлично вписываются в процесс обучения и даже могут сделать его более эффективным. Дебби считает, что у мобильного обучения есть все шансы стать новым стандартом в образовании.

Определите стартовую позицию и конечную цель

Для успешного запуска мобильного обучения вам потребуется уделить особое внимание управлению проектом. Главная задача на начальном этапе – определить стартовую позицию и конечную цель. При этом не стоит забывать о промежуточных этапах на пути к достижению цели.

По мнению Дебби, более быстрому распространению мобильного обучения в корпоративной Америке препятствуют эти четыре фактора:

  • Недостаток IT-инфраструктуры для поддержания технологии
  • Недостаток внутренней компетенции для разработки контента
  • Сопротивление внедрению со стороны IT-отдела
  • Сопротивление со стороны сотрудников

Пример из практики. Запуск мобильного обучения для агентства недвижимости в Хьюстоне

Ситуация: Руководство компании решило запустить онлайн-обучение для почти 5000 агентов по недвижимости. Часть из них трудилась в офисе компании, часть – удаленно. У компании не было опыта работы с системой дистанционного обучения, прежде проходили только живые тренинги.

Решение: Мы выяснили, что у большинства сотрудников есть iPad, поэтому мобильное обучение в этой компании должно быть оптимизировано под это устройство.

Кроме того мы решили, что на первых порах не будем отслеживать детальную статистику, а будем высылать небольшие опросы в духе «Что вы думаете о курсе?». Это то, что мы гарантированно могли реализовать к тестовому запуску.

Ключевой вывод: Не гонитесь за количеством функций на старте. Мы, например, не стали воплощать адаптивный дизайн. Вместо этого мы сосредоточились на контенте и его доставке, поэтому добавили только те функции, которые точно работали бы в первой версии.

Поймите, какую проблему вы пытаетесь решить

Дебби много говорила о бизнес-стратегии. Вы должны понять, какие цели компания хочет достичь, реализовав мобильное обучение. Недостаточно сказать: «Хэй, классная идея! Надо это сделать». Поймите, какую проблему вы пытаетесь решить. Это, помимо прочего, поможет вам «продать» свою идею и получить финансирование проекта.

Обязательно составьте резюме для своего проекта. Оно должно содержать:

  • Краткое описание проблемы
  • Цели проекта
  • Потребности клиента
  • Решение
  • Желаемый результат
  • Критерии оценки успеха проекта

Цели должны быть конкретными, измеримыми и отсортированными по приоритету. У вас должен получиться краткий рассказ о предлагаемом решении проблемы и ключевых шагах к достижению результата.

Еще один важный шаг на пути к запуску мобильного обучения – определить круг заинтересованных лиц. Если внутри компании заказчика есть заинтересованные в реализации проекта сотрудники, узнайте их пожелания. Именно эти люди могут стать вашими ранними последователями. Дебби называет их «чемпионы» – это те, кто поддерживает проект, распространяет информацию и помогает получить фидбек.

Непременно подружитесь с руководителями подразделений, ведь именно у них возникла проблема, которую вы будете решать с помощью обучения. Часто это специалисты по безопасности или HR-отдел. Наладьте с ними взаимодействие, чтобы конкретизировать и досконально изучить проблему. Поймите их задачи, и тогда добьетесь нужных результатов.

К тому же, когда вы работаете с правильным человеком в организации, измерить результат просто: была проблема – и вот она решилась.

Соберите информацию о пользователях

Не забывайте об учащихся. При запуске мобильного обучения думайте не только о том, кто будет обучаться, но и о том, как они будут это делать:

  • Сотрудники работают/учатся удаленно?
  • Какая у них потребность в обучении?
  • Часто ли они путешествуют?
  • Нужен ли им доступ к информации в самолете и там, где нет интернета?
  • У них одинаковые мобильные устройства или нет?
  • У них iOS или Android?

Проработайте профиль пользователя, тогда вы действительно поймете свои цели и задачи.

Подготовьте план Б

Важно подумать и об альтернативных решениях. Всегда имейте запасной план, а лучше два. Постарайтесь оценить потенциальные риски и время, требующееся для внесения корректив. Обязательно задокументируйте сравнение каждого альтернативного решения с основным. Подготовьте описание альтернативных решений и включите его в план проекта до того, как приступить к реализации.

Изучите политику компании

Когда вы думаете о запуске мобильного обучения, первым делом поговорите с отделом IT. Узнайте, существует ли какая-то корпоративная политика в отношении мобильного обучения и какие устройства используются в компании.

Политика безопасности, применимая к десктопным решениям, не подходит для мобильного обучения. Обсудите этот вопрос со службой безопасности клиента и соотнесите с этическими стандартами, которые будут применяться в вашем проекте. Это очень важный момент, который часто упускают при организации чего-либо с использованием мобильных устройств.

Определите критические факторы. Например, влияние на партнерские соглашения с вендорами, внутренний маркетинг, продвижение и необходимость в создании службы поддержки пользователей. Кто этим займется? Как это будет реализовано? Кто будет вовлечен в проект?

Конкретизируйте техническую сторону вопроса

Учащиеся будут использовать корпоративные или собственные гаджеты? Какое программное обеспечение требуется этим устройствам, кто его установит и протестирует? Какая с этим связана политика безопасности?

Узнайте о возможных ограничениях

Опишите все возможные ограничения, связанные с реализацией проекта. Есть ли у вас ресурсы для самостоятельной разработки мобильных приложений? Насколько маленький размер экрана устройства? Какой уровень подготовки пользователей?

Если пользователи умеют работать в веб-сервисах, у них все равно могут возникнуть проблемы с мобильным обучением. Некоторым по-прежнему сложно использовать мобильные приложения. Как вы решите эту проблему?

Не забудьте добавить информацию об уровне подготовки в профиль пользователя.

Пример из практики. Запуск мобильного обучения в частной авиакомпании

Ситуация: Авиакомпании требовалось наладить обучение для сотрудников – пилотов, бортпроводников и обслуживающего персонала авиалиний. У сотрудников должна была быть возможность учиться на ходу (на самолете, ожидая полет и т.д.) из любой точки мира.

Для них также важна возможность скачивать контент и проходить его офлайн, чтобы прогресс сохранялся в СДО. Кроме того, в компании использовали iPad, поэтому контент требовалось оптимизировать именно под iPad.

Решение: Своим успехом получившийся проект во многом обязан тестовому запуску. Сложность оказалась в том, что обучающиеся использовали мобильное обучение слегка иначе, чем мы ожидали. Мы выяснили это, запустив небольшой курс на 15 человек. Их задачей было попробовать курс и сообщить о том, чего не хватает и что можно улучшить.

Ключевой вывод: Всегда делайте пилотный проект. Убедитесь, что вы и заказчик точно знаете, как именно будет использоваться мобильное обучение.

Итак, план действий при запуске мобильного обучения:

— Начните с запуска пилотного проекта для проверки идей и отладки технических моментов. Получившиеся наработки и шаблоны пригодятся вам в других проектах. Определите конкретную цель для пилотного проекта, установите критерии оценки. Также спрогнозируйте длительность проекта и определите участников.

— Не пытайтесь реализовать все и сразу. Помните пример с компанией по недвижимости? Работая над этим проектом, мы отказались от адаптивного дизайна. Сперва мы выпустили пробную версию, которую протестировали и сделали полезные выводы.

— Создавайте ажиотаж вокруг проекта. Расскажите пользователям о его целях и том, как он повлияет на их работу.

Рекомендации и полезные ссылки:

— Используйте онлайн-сервисы для управления проектами. Дебби предпочитает Wrike, но есть и другие решения.

— Книга Managing Projects. A practical guide for learning professionals, Lue Russell (не переведена на русский язык). Она не именно про мобильное обучение, но содержит много полезной информации.

— Книга Manager’s Guide To Mobile Learning, Brenda J. Enders (не переведена на русский язык). Первые четыре главы — это обзор мобильного обучения, далее идет пошаговый разбор преимуществ и нюансов мобильного обучения. Кроме того, в книге описаны стратегии работы с «чемпионами» и менеджмента проекта.

— Книга Mastering Mobile Learning, Chad Udell, Gary Woodill (не переведена на русский язык).

https://www.learningsolutionsmag.com

http://www.cedma-europe.org

Редактор статьи: