Подготовительные исследования для отображения сводного экрана
Damon Winter/Getty Images
Педагогический дизайн (Instructional design, ID) — относительно новое понятие в современной системе образования. Потребность в формировании качественных знаний постоянно растет, в то время как традиционные инструменты подходят для относительно простых, «линейных» методов подготовки. При создании же более сложных программ применение традиционных методов ведет к потерям времени и ресурсов. В итоге появилось понятие педагогического дизайна — дисциплины, которую команды разработчиков применяют еще на стадии проектирования, создания и оценки обучающих материалов. В его основу положено систематическое использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса с «открытой архитектурой» и создании настоящей обучающей среды.
Задачи педагогического дизайнера
Технология педагогического дизайна относительно проста. Нужно понять потребности учащихся и определить цели обучения, а затем передать знания и информацию максимально быстро, точно и эффективно. Но для этого требуется понять все предпосылки и четко задать конечные свойства продукта. А это, в свою очередь, требует планомерной и хорошо выстроенной работы, причем не одного человека, а грамотно подобранной команды разработчиков. При этом задачи педагогического дизайнера обширны и весьма непросты:
- Анализ потребностей целевой аудитории, её компетенций и ожидаемых результатов обучения.
- Определение целей и задач учебного материала.
- Анализ и структурирование материалов в соответствии с целями.
- Выбор средств и методов учебной работы.
- Создание элементов, стиля и визуального дизайна курса.
- Разработка тестов и заданий, средств контроля и сбора информации.
- Создание курса с помощью соответствующих инструментов, либо постановка задач членам команды для разработки конкретных элементов.
- Загрузка курса в систему управления обучением (Learning Management System, LMS).
- Разработка методов оценки результатов и эффективности материалов.
- Выработка решения для дальнейшего совершенствования учебного контента.
Такая четкая последовательность обеспечит качественный рост учебного материала по мере выполнения работы и отточит формы его подачи.
Список и стандартная картинка
Основная задача качественной и планомерной разработки учебного курса — максимально полная передача нужной информации в доступной для ученика форме. Важен не просто сам факт её предоставления — с этим неплохо справляются более простые методы. Главной задачей является именно четкое восприятие и последующее применение полученных знаний на практике. Для достижения этого в основы педагогического дизайна заложены 9 принципов американского психолога Роберта Ганье (Robert Mills Gagne), одного из основателей педагогического дизайна и автора книг по теории обучения.
- Привлечение внимания учеников. Мотивация на обучение, пробуждение интереса к теме и методам.
- Объяснение целей и задач обучения. Здесь не только даётся ответ на вопрос «зачем?», но и формируется определенный уровень ожиданий от итогов самого процесса.
- Представление нового материала. Наиболее сложная часть процесса, поскольку выборочность восприятия любого нового материала свойственна человеческой психике. А это значит, что необходимо заранее предусмотреть определенные элементы, которые позволят удержать внимание ученика на важных моментах и довести до него главную мысль проекта в максимально доступной форме.
- Сопровождение обучения. По сути это руководство учениками и семантическое формирование установки на удержание полученного материала в долгосрочной памяти.
- Практика. Необходимо быстро, пока новые знания еще свежи, опробовать их в реальных условиях или просто подтвердить соответствующим экспериментом, что четко и весьма эффективно увяжет теорию и приложение знаний.
- Обратная связь. Оценка выбранного метода обучения и его эффективности невозможна без оперативного анализа. Поэтому еще на этапе разработки курса должна закладываться максимально гибкая система обратной связи (здесь пригодятся результаты анализа целевой аудитории и её возможностей).
- Перевод в практическую плоскость. Помощь ученикам в сохранении знаний и их правильном применении.В отличие от пятого принципа, здесь важно перенести практические навыки в новые условия, не заданные изначальными рамками курса. Это позволит оценить глубину усвоения знаний.
Цитата с автором
Благодаря iSpring слайды и сценарий презентации можно дополнить важными новыми функциями. Преподавателям нашего университета важна возможность конвертировать электронные презентации в объекты HTML5, в т. ч. с внедрением мультимедиа. После конвертации полученные материалы воспроизводятся на любых устройствах, включая планшеты и сотовые телефоны, а также на всех основных операционных системах.
iSpring даёт дополнительные средства защиты контента – пароли, ограничения воспроизведения только в доменной зоне СПбГУ, «срок годности» с установкой конечной даты функциональности материала.
В информационной системе поддержки образовательного процесса Blackboard СПбГУ при наполнении курсов предусмотрена специальная операция добавления презентаций iSpring – «Загрузка обучающего модуля iSpring», что позволяет преподавателям быстрее и проще формировать наборы дистанционных учебных материалов
С помощью продуктов iSpring были созданы новые для СПбГУ типы дидактических материалов – интерактивные занятия с развитой навигацией и включением видеофрагментов. Навигация позволяет обучающимся сразу же перейти к нужному разделу занятия или справочной системы, а всплывающие с некоторой задержкой кнопки гиперссылок моментально перенаправляют к внешним материалам, библиотекам, службам СПбГУ и другим информационным ресурсам.
Подготовительные исследования для отображения сводного экрана
Damon Winter/Getty Images
Цитата с автором
Возможность сделать самостоятельный продукт для глобального рынка созрела к 2004 году. Среди прочих многочисленных клиентов возник американский заказчик, которому ребята сделали проект для e-Learning (электронного обучения). Проект показал, что есть проблема просмотра презентаций, сделанных в майкрософтовском PowerPoint и выложенных преподавателями в открытый доступ: презентации нельзя включить в интернет-страничку, и студенты не могут ими полноценно пользоваться.
В будущем iSpring станет стандартом на инструменты для дистанционного обучения, как Word стал стандартом для работы с текстом
Значит, нужно преобразовать их в более удобный, а, главное, бесплатный для всех формат. Например, в очень модный тогда Flash. Попробовали: получилась удобная программа-конвертор. Она понравилась пользователям и быстро распространилась в образовательных кругах США, а оттуда — и в другие англоязычные страны. Первый конвертор так и назывался — FlashSpring. Пользовательский интерес вылился в большой поток обращений к разработчикам с просьбами об усовершенствовании функционала программы.
В проекте Pitch perfect спикером назначается сотрудник из любого офиса Microsoft в мире, и все желающие слушают его доклад онлайн с компьютера или мобильного устройства. Во время таких сессий сотрудники делятся опытом или проводят обучение по стратегиям и тенденциям развития компании.
В конференции участвовали наши клиенты – компании Альфа Капитал, Sela, Ренессанс Страхование, Альфа Банк, которые поделились опытом организации обучения сотрудников. Алексей Борисов (Альфа Банк) рассказывал о проекте Альфа Опыт. Это система, благодаря которой каждый сотрудник может стать учителем, создать электронный курс или провести очную лекцию.
Продуктовая врезка
Рассмотрим ситуацию: в вашем аккаунте включена саморегистрация пользователей, а лимит по активным уже достигнут. В этом случае новые учащиеся смогут зарегистрироваться в системе, но не смогут войти в аккаунт и проходить курсы. В этом случае новые учащиеся смогут зарегистрироваться в системе.
На email владельца аккаунта придет уведомление о том, что новые пользователи пытались войти в систему. Чтобы новые пользователи могли проходить обучение, нужно расширить тарифный план. Вы можете оперативно перейти на новый тариф, для этого просто свяжитесь с менеджером iSpring.
Данные тех, кто прошел саморегистрацию, но не смог войти в систему, сохранятся и будут доступны владельцу аккаунта. В дальнейшем эти студенты смогут продолжить обучение. Чтобы новые пользователи могли проходить обучение, нужно расширить тарифный план. Вы можете оперативно перейти на новый тариф, для этого просто свяжитесь с менеджером iSpring.
Также мы проводим обучение преподавателей для дистанционной работы в образовательной организации. В рамках курса преподаватели учатся создавать собственный электронный контент с использованием различных инструментов разработки, в том числе с использованием iSpring Suite.
Таблица
Таблица поможет вам сравнить все три сервиса и посмотреть, какие эффекты PowerPoint сохраняет каждый из них.
Сбор информации и кодификация | Соединение людей и персонализация | |
---|---|---|
Прямой поиск и использование информации и знаний |
|
|
СОБИРАЕМ УРОЖАЙ (HARVEST) | ЗАПРЯГАЕМ (HARNESS) | |
Интуитивное исследование и изучение |
|
|
ОХОТИМСЯ (HUNTING) | СТРОИМ ГИПОТЕЗЫ (HYPOTHESIZE) |
Совет
Если в тексте курса слишком много технических терминов или его словно читает машина, ваша аудитория скорее всего мгновенно утратит интерес. E-Learning – это улучшенная электронная версия того, что преподаватель рассказывал бы лично.
Стремитесь творчески подходить к созданию курса. Расскажите историю, используйте элементы игры или приправьте курс щепоткой юмора. Однако не увлекайтесь, добавляя в курс слишком много шуток – не забывайте о целях обучения.
Еще одна идея – используйте примеры из среды, в которой работают обучающиеся, чтобы они понимали практическую ценность курса. Например, кейсы для строительной компании и для банка на курсе о безопасности на рабочем месте обязательно должны отличаться друг от друга и учитывать специфику работы.
Интервью
Если в тексте курса слишком много технических терминов или его словно читает машина, ваша аудитория скорее всего мгновенно утратит интерес. E-Learning – это улучшенная электронная версия того, что преподаватель рассказывал бы лично.
Волков Александр Витальевич,
проректор по информатизации ПГТУ
Rob Kim/Getty Images
— Расскажите, в чем идея проекта «Портал открытого образования Волгатеха»?
— Наша платформа дает возможность прохождения курсов в формате MOOC, при этом часть курсов предполагает строгий регламент по записи и срокам обучения, другая часть допускает прохождение курсов в индивидуальном, удобном для обучающегося темпе. Также на портале предусмотрено обучение корпоративных групп.
— Какие курсы сейчас пользуются наибольшей популярностью?
— В прошлом году мы запустили на портале обучающие курсы для преподавателей Волгатеха и МГУ им. Огарева, а также для сотрудников компании «Монета.ру». Сейчас большой популярностью пользуется открытый курс для преподавателей «Школа электронного обучения — 1 ступень».
Интервью
Если в тексте курса слишком много технических терминов или его словно читает машина, ваша аудитория скорее всего мгновенно утратит интерес. E-Learning – это улучшенная электронная версия того, что преподаватель рассказывал бы лично.
Волков Александр Витальевич,
проректор по информатизации ПГТУ
Rob Kim/Getty Images
— Расскажите, в чем идея проекта «Портал открытого образования Волгатеха»?
— Наша платформа дает возможность прохождения курсов в формате MOOC, при этом часть курсов предполагает строгий регламент по записи и срокам обучения, другая часть допускает прохождение курсов в индивидуальном, удобном для обучающегося темпе. Также на портале предусмотрено обучение корпоративных групп.
— Какие курсы сейчас пользуются наибольшей популярностью?
— В прошлом году мы запустили на портале обучающие курсы для преподавателей Волгатеха и МГУ им. Огарева, а также для сотрудников компании «Монета.ру». Сейчас большой популярностью пользуется открытый курс для преподавателей «Школа электронного обучения — 1 ступень».
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
