Главное в обучении персонала — чтобы каждый сотрудник усвоил знания и смог их применять. Но какие методы нужно использовать для наилучшего результата? Это изучал американский педагог, профессор Университета Огайо Эдгар Дейл, и на основе своих наблюдений он составил так называемый конус Дейла, или пирамиду обучения. Пирамида показывает, как усваиваются знания в зависимости от того, в какой форме они поданы.
В статье рассмотрим, как использовать конус обучения Эдгара Дейла для составления обучающих программ, чтобы подача информации была наиболее эффективной.
Кто такой Эдгар Дейл
Профессор Эдгар Дейл долгое время преподавал в Университете Огайо, и в процессе работы он изучал различные методы обучения студентов: лекции, чтение текста, просмотр видео, обсуждения, практические занятия. В 1954 году он выпустил книгу «Аудиовизуальные методы обучения», где ввел понятие «конус опыта» — это схема, где методы обучения располагаются по порядку, от самого абстрактного до самого конкретного.
Глядя на конус Дейла, мы видим, что самые абстрактные методы обучения — это вербальные и визуальные символы, то есть лекции и тексты. Когда ученик читает текст, то он не всегда может наглядно представить процесс, о котором говорится. Например, если в тексте идет речь об использовании нового оборудования, а ученик раньше его никогда не видел, то ему будет сложно представить, о чем идет речь. То же самое и с лекцией: если преподаватель объясняет, как оказывать первую помощь, но не показывает это наглядно, то на практике ученикам будет сложно повторить процесс.
Изображения, фильмы, обучающие видео с наглядными примерами более конкретны — по ним ученик может визуально понять, о чем речь. Например, если он прочитает текст о новом оборудовании и увидит его схему, то всё станет гораздо понятнее. Встретившись с оборудованием вживую, ученик сможет понять, о чём говорилось в тексте. То же самое и с первой помощью: если ученики посмотрят обучающее видео, где преподаватель наглядно показывает нужные приемы, то в реальной ситуации они с большей вероятностью поймут, что делать.
Еще более конкретна демонстрация процесса в реальном времени: так ученики смогут не только увидеть, о чем речь, но и рассмотреть процесс со всех сторон, и задать вопросы. А самым конкретным методом обучения Дейл назвал практический опыт. Например, когда ученик самостоятельно управляется с оборудованием или оказывает первую помощь под руководством преподавателя. Так он не только наглядно видит процесс, но и понимает, что конкретно должен делать он сам.
Другие преподаватели составили на основе этой информации пирамиду обучения с конкретными практиками, которые применяются при обучении. Они делятся на пассивные и активные — в пассивных ученики только слушают, а в активных еще и принимают участие. Наиболее абстрактные методы относятся к пассивным практикам, а конкретные — к активным.
Пассивные | Активные |
---|---|
Чтение | Демонстрация |
Слушание | Обсуждение |
Визуализация | Выступление |
Аудиовизуализация |
Чем активнее ученик участвует в процессе, тем лучше усваиваются знания, потому что ученик самостоятельно разбирается в задаче и думает, как ее решить, а не просто слушает готовую информацию. Но нельзя сказать, что, например, тексты и лекции вообще не нужны: каждый способ обучения играет определенную роль. Например, если сразу поставить ученика на новое оборудование, не прочитав ему базовую лекцию по управлению и технике безопасности, то велика вероятность, что он не справится с работой. Поэтому обучение нужно строить, используя все методы пирамиды усвоения знаний.
Чтение и слушание
Этот способ находится на вершине пирамиды методов обучения, а значит, он наиболее абстрактный и такая информация усваивается хуже всего. Но текстовые объяснения и лекции важны для знакомства с базой. Если сразу дать ученику практическое задание, не объяснив правил, то он ничего не сможет сделать. Например, если вы обучаете сотрудников технике безопасности, то должны сначала объяснить термины, рассказать, в чем заключается опасность работы на предприятии и какие инструменты нужно использовать с особой осторожностью.
Также тексты и лекции нужны для общей информации — например, рассказать о курсе и структуре обучения, ответить на распространенные вопросы или описать алгоритм действий. Допустим, вы обучаете менеджеров технике продаж — в этом случае текстом вы можете описать программу обучения, наиболее популярные возражения клиентов и спорные ситуации.
Но при этом связь остается односторонней: студенты не могут уточнить моменты, которые они не поняли. Если вы хотите этого избежать, то можете создать «горячую линию» для обучающихся, куда они смогут отправлять свои вопросы. Это можно сделать через электронную почту, мессенджеры или встроенные инструменты вашей платформы обучения.
Задачи метода:
- дать базу,
- структурировать информацию.
Визуализация
Чтобы улучшить восприятие текста или лекции, к ним добавляется визуализация: картинки, инфографика, презентации. В изображениях подчеркиваются главные мысли или даются конкретные примеры.
Например, вы обучаете работников производства и рассказываете, как настроить станок перед работой. Если вы при этом покажете картинку с правильной настройкой, то уровень запоминания информации будет выше. Или сотруднику объясняется алгоритм действий при пожаре — и тут же он показан в формате инфографики. Сотрудник сможет сделать скриншот инфографики, распечатать его и разместить на рабочем месте. При взгляде на скриншот он сразу вспомнит, какие действия должен предпринять.
Также визуализация помогает удерживать внимание. Из-за особенностей психики нам сложно удерживать внимание на одном предмете дольше нескольких минут — становится скучно. Постоянно сменяющиеся картинки вызывают выброс дофамина и позволяют дольше концентрироваться на информации. Поэтому рекомендуется всегда разбавлять сплошной обучающий текст визуальными элементами: таблицами, картинками, графиками.
Задачи:
- конкретизировать информацию в тексте или лекции,
- выделить ключевые аспекты обучения.
Читайте также:
Как проверить знания сотрудников: создаем тест по таксономии Блума
Аудиовизуализация
Сюда относятся обучающие видео, где не только рассказывают информацию, но и показывают наглядные примеры. Это помогает соотнести абстрактные алгоритмы, о которых студенты узнали на лекциях или из лонгридов, с практическими действиями.
Например, продавцы изучают отработку возражений. На лекции они выучили, какими бывают возражения и почему они возникают. Учебное видео покажет, как продавец реагирует на возражение и какими фразами отвечает на него. Так обучающиеся увидят на конкретном примере, как происходит процесс работы с возражениями, и им будет проще применять знания в реальной жизни.
При аудиовизуализации студенты еще не участвуют в активном процессе обучения, но уже могут понять, как им действовать в конкретной ситуации. Но важно, чтобы перед этим этапом обучающиеся четко усвоили базовые понятия: благодаря этому они смогут быстро понимать, почему в видео происходит так, а не иначе. Допустим, один из продавцов пропустил лекцию, где объяснялась работа с возражениями, и при просмотре обучающего видео он не поймет, почему при отказе покупателя приобретать товар продавец предлагает ему альтернативные варианты.
Задачи:
- показать, как правила и алгоритмы работают в реальности;
- дополнить базовую информацию.
Демонстрация
Этот метод отличается от аудиовизуализации тем, что происходит в реальном времени. Например, студентов отвозят на производство и наглядно демонстрируют принципы работы станков. При этом студенты могут рассматривать процесс со всех сторон и задавать вопросы — то есть активно участвовать в обучении.
Демонстрацию можно устроить и онлайн — современные технологии позволяют студентам наблюдать за процессом и общаться с преподавателями с помощью видеосвязи или чата. Такое обучение удобно устраивать, если в компании много сотрудников или несколько филиалов в разных городах.
Демонстрация предполагает, что студенты уже знают базовую информацию и понимают, почему в конкретных ситуациях нужно выполнить то или иное действие. То есть демонстрация служит дополнением к полученным теоретическим данным. Без нее бывает сложно понять, как работать в той или иной ситуации, поэтому желательно внедрять демонстрацию в процесс обучения везде, где важны конкретные практические навыки: в работе с оборудованием или IT-инструментами, при оказании первой помощи, в строительстве и т. д.
Задачи:
- показать теорию на реальных примерах,
- ответить на вопросы студентов.
Читайте также:
Цикл Колба: что это и как его применять в корпоративном обучении
Обсуждение
Этот метод обучения предполагает, что студенты активно участвуют в процессе. Теория занимает здесь мало времени — в основном студенты и лектор общаются, обсуждают вопросы и примеры. Как правило, рассматриваются конкретные ситуации. Например, лектор может показать, как продавец отреагировал на возражение клиента, а студенты должны аргументировать, почему они считают решение продавца правильным или неправильным. Или студенты должны сами предложить решение, а лектор его оценит.
Обсуждение должно внедряться, когда студенты прочно усвоили теорию, разобрали ее на нескольких примерах и могут самостоятельно принимать решения на основе своих знаний. В противном случае обсуждение превратится в обмен необоснованными мнениями. Студент должен объяснить, почему он считает так и не иначе, пользуясь полученными теоретическими знаниями.
Обсуждение можно использовать и для проверки. Одно дело — когда студент хорошо отвечает на теоретические вопросы, и другое — когда он справляется с практическими задачами, подробно объясняя свой выбор.
Задачи:
- приучить студентов к самостоятельной работе;
- проверить, все ли хорошо усвоили материал.
Выступление
Это наиболее активный метод — когда студент сам обучает своих сокурсников. Выступления позволяют усвоить материал наилучшим образом, ведь в процессе нужно качественно изучить теорию, объяснить ее, подобрать практические примеры и ответить на вопросы других студентов. Также можно подготовить презентацию, короткие ролики или инфографику. Например, обучающийся продавец должен объяснить другим продавцам, как работать с конфликтными клиентами, и привести примеры.
Выступление заставляет полностью включиться в работу над материалом и структурирует информацию в голове. Нередко во время подготовки студент замечает пробелы в знаниях и заполняет их — поэтому самостоятельные выступления так полезны.
Задачи:
- структурировать материал,
- восполнить пробелы в знаниях.
Читайте также:
Модель 70:20:10 — что это и как ее применять в корпоративном обучении
Как применять конус Эдгара Дейла в обучении персонала
Конус обучения Дейла показывает, какие инструменты и в какой последовательности можно использовать для обучения персонала. Например, можно составить такой план обучающего блока:
- Текстовая информация с описанием и структурой блока.
- Лонгрид с инфографикой.
- Обучающее видео.
- Лекция с преподавателем, где он демонстрирует новую информацию на примерах.
- Обсуждение.
- Самостоятельные выступления студентов.
Необязательно строить всё обучение по пирамиде усвоения информации. Можно использовать и отдельные механики:
- Включайте в обучение примеры из практики. Если вы рассказываете о технике кибербезопасности, покажите, к чему может привести ее несоблюдение.
- Наполняйте текст визуальными материалами для конкретики. Рисуйте схемы, делайте фотографии, используйте инфографику. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Организуйте наставничество. Пусть самые успешные студенты будут менторами для своих коллег. За это поощряйте их бонусами.
- Используйте разные методы подачи информации в одном уроке. Например, прочитайте лекцию, подкрепите ее примерами и начните обсуждение со студентами.
Формат, где используется сразу несколько методов пирамиды обучения Эдгара Дейла, называется смешанным. Его удобно применять в онлайн-обучении: можно создать материалы, чередуя пассивные и активные механики, чтобы обучающиеся не теряли интереса на протяжении всего курса.
iSpring Suite и iSpring Learn для создания онлайн-курса для обучения сотрудников
Платформа для онлайн-обучения iSpring Learn позволяет удобно организовать занятия: здесь можно составить траекторию обучения, настроить напоминания об уроках, провести тестирование и собрать обратную связь. Вы можете запустить обучение за один день — просто загрузите учебные материалы и тесты, пригласите сотрудников и следите за процессом. Работники могут обучаться с любых устройств, а вы будете получать уведомления, когда тот или иной сотрудник пройдет курс.
А чтобы расширить возможности платформы, существует конструктор курсов iSpring Suite, который работает на базе Microsoft PowerPoint. С его помощью можно:
- монтировать видео;
- создавать интерактивные тренажеры;
- записывать лекции с презентациями и субтитрами;
- создавать тесты с видео- и аудиоматериалами;
- делать скринкасты;
- разрабатывать интерактивные диаграммы, графики и каталоги;
- превращать текстовые и PDF-документы в курсы;
- использовать персонажей для обучения.
Конструктор позволяет создавать курсы буквально за пару щелчков мышкой и наполнять их разнообразными форматами. С его помощью можно создать высокоэффективное смешанное обучение и быстро проверить знания сотрудников. Например, вы сможете создать уроки для продавцов, где каждый блок будет начинаться с теоретического материала, затем последует видеообучение с конкретными примерами, а потом продавец сможет отработать полученные знания на интерактивном тренажере.
Резюме
- Конус обучения Эдгара Дейла или пирамида обучения — это схема, которая располагает методы обучения от самого абстрактного к самому конкретному. Чем абстрактнее метод, тем меньше информации в итоге усвоится у обучающихся, и наоборот.
- Но нельзя сказать, что какой-то метод пирамиды эффективности обучения лучше, а какой-то — хуже, потому что каждый из них служит своим целям. Абстрактные методы, которые предполагают пассивное участие, закладывают теоретическую базу. Конкретные механики с активным участием учащихся позволяют отработать знания на практике. Если сразу дать учащимся практику, не объяснив теорию, то это приведет к проблемам в обучении: студенты могут не понять, что и почему стоит делать в конкретной ситуации.
- Лучший метод преподавания — смешанный. Например, учащиеся слушают лекцию, потом обсуждают материал с преподавателем, а после отрабатывают знания на тренажере с имитацией реальных ситуаций. Допустим, при обучении работе на новом оборудовании сотрудники сначала слушают теоретический материал, потом задают вопросы лектору, а после этого запускают виртуальный тренажер, где они должны правильно настроить оборудование.
- LMS iSpring Learn и конструктор iSpring Suite позволяют создавать комплексное онлайн-обучение, которое состоит из различных механик: лекций, лонгридов, вебинаров, тестов, тренажеров. Это помогает реализовать принципы пирамиды обучения и добиться максимального эффекта. Также iSpring Learn позволяет организовать сбор обратной связи, чтобы знать, с какими блоками у сотрудников возникают проблемы, и совершенствовать обучение на основе этого.