3 совета по созданию системы адаптации сотрудников аптеки3 совета по созданию системы адаптации сотрудников аптеки3 совета по созданию системы адаптации сотрудников аптеки3 совета по созданию системы адаптации сотрудников аптеки3 совета по созданию системы адаптации сотрудников аптеки3 совета по созданию системы адаптации сотрудников аптеки3 совета по созданию системы адаптации сотрудников аптеки3 совета по созданию системы адаптации сотрудников аптеки image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xmlimage/svg+xml image/svg+xml

Адаптация в аптеке — это процесс, в ходе которого новый работник привыкает к компании, знакомится с коллективом, изучает свои обязанности и стандарты работы. От того, насколько хорошо выстроена адаптация, зависит, уйдёт ли сотрудник на испытательном сроке и будет ли эффективно работать дальше.

Выстроить систему адаптации в аптеке сложно: нужны время, ресурсы, специальные знания и инструменты. Это удаётся не всем работодателям. В результате, согласно опросу TalentTech, 22% новичков теряются и выгорают.

 
 
Директор УЦ

Елена Лазарева, директор учебного центра «Доктрина»

Последние 30 лет я работаю на фармацевтическом рынке России и помогаю представителям бизнеса правильно обучать сотрудников, в том числе адаптировать новичков. Для этого я запустила учебный центр «Доктрина», в котором мы разрабатываем программы для развития фармспециалистов. Они помогают быстро ввести новых сотрудников в работу аптеки.

В этой статье я расскажу, как проходит адаптация сотрудника в аптеке, поделюсь инструкцией, как правильно выстроить систему адаптации.

Адаптация в аптеке глазами сотрудника

Адаптация фармацевта и провизора — сложный процесс сонастройки работника и компании, который не ограничивается подписанием трудового договора и показом аптечного пункта.

Адаптация протекает сразу по многим каналам. Сотрудник приходит в аптеку и сталкивается с абсолютно новой средой, где нужно привыкать ко всему: задачам, людям, месту, правилам. Можно выделить несколько видов адаптации новичка:

Виды адаптации в аптеке
  • Социальная. Сотрудник интегрируется в среду аптеки, изучает местные роли и нормы поведения.
  • Физиологическая. Новичку нужно время, чтобы приспособиться к графику, нагрузкам и помещению.
  • Психологическая. Новый сотрудник справляется со стрессом из-за перемен с учётом своих личностных особенностей.
  • Экономическая. Фармспециалист привыкает к уровню зарплаты и премий.
  • Организационная. На новом месте сотрудник изучает структуру аптеки и способы общения: кто кому подчиняется, кому звонить, а кому писать и т. д.
  • Профессиональная. Сотрудник приобретает знания и умения, необходимые на работе, обрабатывает много новой информации.
  • Производственная. Работник осваивает технику и рабочие программы.

Адаптация персонала в аптеках глазами компании 

Аптека тоже «привыкает» к новому специалисту. С помощью системы адаптации его включают во внутренние процессы компании: знакомят с должностными обязанностями, местными правилами и коллективом.

Компании могут по-разному подходить к процессу адаптации: в одних аптеках убирают стулья у первостольников, чтобы они общались с клиентами стоя, в других — покупают удобные стулья и ортопедические стельки. В целом можно выделить три основных подхода к адаптации:

1. Оптический — «Вы работайте, а мы на вас посмотрим».
Обучения почти нет, новичок сразу приступает к работе, а зарплата обсуждается только после испытательного срока. В таком случае новый сотрудник может не раскрыть свой потенциал, а работа обернётся для него разочарованием. Подход применим, если вы ищете сотрудника, который умеет быстро ориентироваться в незнакомых ситуациях.

2. Военный — «Выживает сильнейший».
Новичка специально закидывают сложными задачами. При таком подходе остаются только самые стрессоустойчивые и целеустремлённые. Кажется, что так можно отобрать лучших из лучших, но в кризисных ситуациях у человека включается режим защиты, поэтому сложно оценить его работу в долгосрочной перспективе.

3. Партнёрский — «Не переживайте, мы поможем».
Новичку создают комфортные условия для развития. Погружение в работу происходит плавно: сотрудника знакомят с аптекой, прикрепляют наставника, отвечают на вопросы.

Этапы профессиональной адаптации фармацевтов и провизоров

Отношения сотрудника и аптеки развиваются постепенно: от знакомства с новичком до осознания им своего места в команде и принятия коллективом.

Этапы адаптации в аптеке

Рассмотрим каждый этап подробнее:

  1. Восприятие. Аптека и сотрудник знакомятся: вы оцениваете компетенции, специалист — условия работы. Учитывайте, что, независимо от личности сотрудника, у него наблюдается повышенная тревожность, он может делать много ошибок и воспринимать свои задачи как сложные.
  2. Приспособление. Зависит от личности сотрудника, сложности работы и подхода аптеки к адаптации новичков. На этом этапе исчезает напряжение, работнику кажется, что он всё понял и вполне справляется со своими обязанностями. Всё ещё могут быть ошибки при выполнении задач.
  3. Ассимиляция. Адаптация завершается, когда фармспециалист принят коллективом, он осознаёт своё место в аптеке, самостоятельно решает рутинные задачи и справляется с нетипичными ситуациями.

Риски в адаптации сотрудников аптеки

Каждый этап адаптации фармспециалиста сопровождается рисками. Сотрудник может понять, что его навыков недостаточно для работы в аптеке, или попасть в проблемный коллектив.

Также на успешность прохождения адаптации могут повлиять:

  • открытость аптечной сети к приходу новичков;
  • размер аптечного пункта;
  • корпоративная культура;
  • психологический климат в коллективе;
  • мотивация нового сотрудника;
  • должность;
  • личностные особенности новичка;
  • соответствие навыков и профессиональных компетенций занимаемой должности.

Если все эти факторы учтены компанией, то новый сотрудник с каждым днём всё больше и больше включается в работу. Понять, что человек точно освоился на новом месте, можно, если он:

  • чётко понимает ожидания от своей работы;
  • почти не совершает ошибок;
  • оперативно выполняет задачи и доводит их до ожидаемого результата;
  • не боится задавать вопросы и спорить;
  • ладит с коллегами;
  • его работой удовлетворён изначально он сам, потом руководитель.

Ваши сотрудники будут осваиваться в компании и выходить на рабочие показатели гораздо быстрее, если вы организуете эффективную систему адаптации.

Как создать программу адаптации в аптеке — 3 совета от эксперта из сферы фармбизнеса

Чтобы адаптация сотрудников аптеки проходила системно, а не «как повезёт с наставником», нужно подходить к ней как к бизнес-процессу.

Адаптация как бизнес-процесс включает мероприятия для новичков: вводный инструктаж, знакомство с командой, тренинги и т. д. Цель — облегчить работу новичка и получить эффективного сотрудника после испытательного срока. Можно разбить весь этот процесс на три основных шага:

1. Познакомить с миссией и ценностями компании

Этот этап включает в себя всю коммуникацию с новым фармспециалистом до его первого рабочего дня. Здесь ключевую роль играет отдел по подбору персонала.

Шаги по организации:

  • Дать сотруднику список документов для трудоустройства.
  • Описать дресс-код.
  • Проинформировать об адресе аптеки, наличии парковки, точках общепита рядом.
  • Договориться о времени прихода в первый рабочий день, дать контакты встречающего.
  • Дать основную информацию об аптечной сети: история компании, соцсети, основные рабочие программы.

Всю информацию о трудоустройстве, используемых программах и аптеке можно собрать в welcome-курс в iSpring Learn и назначить новичку в первый же день работы.

2. Помочь освоиться на рабочем месте

Новичку помогают наставники, руководители и ближайшие коллеги. Чем лучше будет организован этот этап, тем быстрее сотрудник сможет работать самостоятельно.

Шаги по организации:

1. Ввести в должность.

  • Подписать документы и выпустить приказ о приёме на работу.
  • Познакомить сотрудника с коллегами.
  • Дать алгоритм коммуникации (мессенджеры, почта, CRM-система).
  • Выдать логин и пароль от рабочих учётных записей.
  • Провести обучение по работе с программами.
  • Рассказать об актуальных маркетинговых акциях, картах лояльности аптеки.
  • Поставить первые задачи.

2. Организовать менторинг.

  • Закрепить наставника.
  • Обозначить KPI на испытательный срок.

На этапе введения в должность нужно дать новичку много информации о внутренних правилах, продуктах, акциях и ещё как-то проверить, усвоил ли он материал. Это занимает много времени и отвлекает от работы коллег.

Учебный центр «Доктрина» помогает собственникам аптек решить эту проблему. Наши эксперты разработали готовые курсы для фармспециалистов, которые представляют собой цельную программу обучения новичков. С ними сотрудник узнает о стандартах работы в аптеке, научится представлять акционные товары и общаться с разными категориями клиентов. Работодателю остаётся только назначить курсы и следить за прогрессом.

Курсы для адаптации сотрудников аптеки

Наборы курсов для адаптации фармспециалиста от учебного центра «Доктрина» в iSpring Learn.

3. Оценить стажёра после испытательного срока

При завершении адаптации фармспециалист — уже самостоятельная единица аптеки. Он вооружён всеми необходимыми знаниями и навыками и уверенно справляется со своими обязанностями.

Шаги по организации:

  • Дать обратную связь от наставника в конце адаптации, чтобы оценить работу на испытательном сроке.
  • Оценить сотрудника с помощью метода «360 градусов» — опроса руководителя, коллег и подчинённых о сотруднике.

Метод «360 градусов» оценивает слабые и сильные стороны фамспециалиста, точки роста и соответствие должности. На основе опроса принимают решение о принятии в штат. Провести опросы по методу «360 градусов» быстро и удобно можно в iSpring Learn: создайте свой радар компетенций, назначьте опрос нужным коллегам и выгрузите отчёт с готовой аналитикой. Вот так может выглядеть радар компетенций каждого из работников вашей компании:

Пример радара компетенций фармспециалиста при оценке по методу «360 градусов» в iSpring Learn. Радар помогает проанализировать работу сотрудника с точки зрения разных отделов аптеки.

Цельная система адаптации состоит из трёх составляющих: процессы, инструменты и контент. С такой системой вы быстро обучите новичков и после испытательного срока получите надёжных фармспециалистов, выполняющих рабочие показатели.

Курсы для обучения новых фармспециалистов учебного центра «Доктрина» помогут собственнику аптеки решить сразу несколько задач:

  • быстро включить сотрудника в работу;
  • освободить время наставников;
  • стандартизировать работу аптечной сети.

Посмотреть каталог курсов «Доктрины» можно на сайте учебного центра.

Курсы по адаптации новым сотрудникам можно назначить в iSpring Learn. Протестировать платформу можно бесплатно в течение 14 дней. Получить бесплатный пробный доступ.

iSpring Learn

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

Система дистанционного обучения для бизнеса