image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xmlimage/svg+xml image/svg+xml 5 ошибок при выборе системы дистанционного обучения5 ошибок при выборе системы дистанционного обучения5 ошибок при выборе системы дистанционного обучения5 ошибок при выборе системы дистанционного обучения5 ошибок при выборе системы дистанционного обучения5 ошибок при выборе системы дистанционного обучения5 ошибок при выборе системы дистанционного обучения5 ошибок при выборе системы дистанционного обучения

Этой весной из-за пандемии более-менее спокойное бизнес-плавание для многих торговых компаний превратилось в шторм. Чтобы держаться на плаву, бизнес выжимает максимум из онлайна и переводит процессы в дистанционный формат. В том числе и обучение.

Чтобы запустить онлайн-обучение в компании, нужна СДО. Система помогает сотрудникам проходить курсы и смотреть вебинары в удобное время с планшета и телефона, а руководителям следить, как обучение влияет на показатели бизнеса.

Выбрать систему дистанционного обучения сложно — на российском рынке больше 10 решений, которые, на первый взгляд, мало отличаются от друг друга. При этом спонтанная покупка может обернуться потерей нескольких миллионов рублей и месяцев впустую потраченного времени.

Эксперты онлайн-обучения из IDS Borjomi, Ralf Ringer, «220 Вольт»  и других крупных ритейлеров России рассказывают, на какие грабли  чаще всего наступают новички при выборе СДО и как их обойти.

Неправильно спланировали бюджет

Александр Макаров

Александр Макаров, руководитель обучения IDS Borjomi 

Новички думают, чтобы запустить онлайн-обучение — достаточно заложить в бюджет деньги на СДО и программу для создания курсов.

И потом начинается. Сотрудников нужно вводить в систему в первый рабочий день для правильного администрирования. При большом штате это трудоемкая операция. Нужно либо расширять штат администраторов СДО, либо настраивать интеграцию с другими IT-системами: 1C, SFA или CRM. 

Для запуска обучения в СДО нужен учебный контент. Иногда на его создание уходит от 3 до 6 месяцев. И важно забюджетировать контент-менеджера, который будет работать над курсами, или покупать контент у компаний-провайдеров.

Бизнес регулярно спрашивает об эффективности использования СДО. Для этого нужно настроить систему непрерывной отчетности на дашбордах с Power BI. Доступ к отчетам должен быть у СЕО и HR-директора 24 часа в сутки.

В результате СДО может простаивать. А отдел обучения вынужден запрашивать новый бюджет и обосновать дополнительные инвестиции. 

Решение

Когда планируете бюджет, учитывайте полную стоимость проекта: 

  • Аренда или покупка системы дистанционного обучения.
  • Интеграция системы обучения с другими IT-решениями.
  • Доработка СДО. Например, кастомный дизайн учебного портала, настройка архитектуры, брендированное мобильное приложение.
  • Оплата серверов, если вы хотите хранить данные внутри компании, а не у провайдера.
  • Создание дашбордов со сводными отчетами через Power BI или Tableau.
  • Конструктор курсов, если планируете создавать контент сами. Некоторые конструкторы стоят больше $1 500.
  • Инструменты для дизайна курсов. Например,  Adobe Photoshop и CorelDRAW.
  • Оборудования для видеосъемки, если решите сами снимать видеокурсы. Понадобится камера, микрофон, студийный свет.
  • Зарплаты контент-менеджеру, администратору системы обучения, руководителю проекта.
  • Железо, на котором будут учиться сотрудники: компьютеры, планшеты или телефоны, сим-карты с хорошим интернетом.
  • Мощные компьютеры для людей, которые создают курсы.
  • Оплата техподдержки системы дистанционного обучения.
  • Стоимость часа разработки на разработку кастома от провайдера

Также учитывайте, насколько быстро бизнес просит развернуть СДО и запустить проект. И есть ли конкуренция за IT-ресурс внутри компании. Если результат нужен еще вчера, проект будет стоить намного дороже.

Переплатили за ненужные функции в СДО

Виктория Савицкая

Виктория Савицкая, ведущий специалист Корпоративного центра компетенций «ЛУКОЙЛ»

Система дистанционного обучения — технически сложный продукт. Но ее часто выбирают, как блендер в магазине — чем больше функций, тем круче.

Так в чеклисте появляются новые опции: лента новостей, чат-бот, корпоративная соцсеть, система управления талантами. Пока не знаем зачем, но пусть будет.

А потом всё происходит как с любой спонтанной покупкой — в комплекте с блендером много полезных насадок, из которых пользуются двумя от силы. Остальные ржавеют в коробке. Зачем переплачивали?

Другая проблема — система получается настолько сложной, что сотрудники не понимают, как ей пользоваться. И приходится искать отдельного специалиста, который наладит работу и будет следить за работоспособностью СДО.   

Решение

При выборе системы дистанционного обучения отталкивайтесь от бизнес-задач. Если в ближайший год вы планируете только тестировать сотрудников, остальные опции лишние. Докупите их позже, когда проект выйдет на нужный уровень.

Без ленты новостей и встроенной соцсети можно работать. Но если в СДО нет нужного отчета или теряется статистика, автоматизировать аттестацию не получится. Тогда зачем это всё?

Чтобы правильно расставить приоритеты, составьте техническое задание. Оно поможет выбрать систему под задачу и не переплачивать.

Выбрали СДО по совету друзей

Михаил Кречин

Михаил Кречин, руководитель проектов iSpring

Бывает так: компания запускает онлайн-обучение. Проект выстреливает, и его авторы начинают рассказывать всем на конференциях, что встать на онлайн-рельсы выгодно и легко. 

Конкуренты уже на подхвате и делают все под копирку: покупают ту же СДО, набирают в штат похожих специалистов. А проект не взлетает. Деньги и время потрачены впустую.

Часто это ошибка выжившего: если у человека что-то получилось, это не значит, что получится у другого.

Решение

Купить СДО по рекомендации все равно, что надеть чужой пиджак — в плечах широко и узко в талии. Если и собрался носить, придется перешивать.

То же самое с системой дистанционного обучения — если она подошла вашим коллегам или конкурентам, не значит, что подойдет вам. У каждой компании разные задачи и бизнес-процессы.

Чтобы не ошибиться в выборе и зря не потратить миллионы рублей, проведите пилотный проект. Например, запустите онлайн обучение для одного отдела компании. Для этого у каждой СДО есть бесплатная пробная версия.

Здесь важно пройти весь путь — от настройки системы обучения до создания курсов и анализа результатов.

Пилот покажет, какая система решает задачи, какие есть ограничения, насколько оперативно отвечает техподдержка поставщика и довольны ли ваши сотрудники. Просто изучая демо-версию и общаясь с менеджером, невозможно узнать все нюансы.

Позже удачный пилот станет весомым аргументом для бизнеса — почему стоит инвестировать именно в это решение, а не другое.

Скачать план запуска пилотного проекта →

Выбрали систему под тренера, а не сотрудников

Алина Матвеева

Алина Матвеева, бизнес-партнер IC LAB

Часто систему обучения в компании подбирают под тренера, который будет ей управлять: добавлять пользователей, назначать курсы и выгружать отчет. Логика простая: если тренеру удобно, систему можно брать. О сотрудниках никто не думает, а стоит.

Пять секунд — столько времени люди обычно проводят на отдельном сайте и уходят, если он сложный и там нет ничего полезного. Уже на главной странице пользователи должны видеть, что этот сайт — для них.

Та же история с учебным порталом или как его еще называют — система дистанционного обучения. Пройдя по ссылке, сотрудник должен сразу понять, куда ввести логин и пароль, где хранятся электронные курсы, как посмотреть оценки за пройденные тесты и место в общем рейтинге успеваемости. Иначе к порталу быстро пропадет интерес, и люди начнут саботировать обучение.

Вот условный Матвей открыл на корпоративной почте письмо с приглашением пройти электронный курс по пожарной безопасности. Он перешел по ссылке
и оказался на портале с десятками папок и подпапок. Куда нажимать? В лучшем случае Матвей напишет письмо в отдел обучения и попросит его сориентировать
на портале. В худшем — просто закроет вкладку.

Запомните: если пользователю нужно сделать десять кликов, чтобы открыть учебный материал, вы его потеряете. Возможно, навсегда. Проект, на который вы потратили несколько миллионов, не окупится.

Решение

Самый очевидный совет — не покупать СДО со сложным интерфейсом. Чтобы не ошибиться, воспользуйтесь чеклистом по выбору системы дистанционного обучения. С его помощью вы сможете оценить систему по 42 критериям и принять взвешенное решение.

Если деньги уже потрачены, а СДО раздражает сотрудников, попросите провайдера «заточить» систему под ваши задачи.

Еще один вариант — организовать техподдержку внутри компании: нанять одного-двух специалистов, которые хорошо разбираются в учебном портале и проконсультируют сотрудников по всем техническим вопросам, зарегистрируют новых пользователей, выгрузят отчеты по успеваемости. Да, это лишние траты для компании, однако внутренний саппорт сбережет нервные клетки пользователям и не отобьет желание учиться онлайн.

Не подумали о контенте

Мария Сафиуллина

Мария Сафиуллина, руководитель цифрового обучения в Ralf Ringer 

Когда компания выбирает систему обучения, то смотрит на масштабные вещи: аналитику, мобильное приложение, интеграцию с другими программами. При этом не все уделяют внимание деталям. Например, какой контент работает в СДО.

Вот условная компания «Торфлекс» купила систему обучения, которая отвечает всем хотелкам. Есть и встроенная соцсеть, магазин подарков и даже личный кабинет руководителя в телефоне. Один нюанс — СДО поддерживает только видео и тесты.  

Начинаются проблемы. Мерчендайзеров нужно научить правильно расставлять товар на полках. Что делать: искать оператора в штат или обратиться в студию? А деньги заложены в бюджет? А как выбрать подрядчика? Наверное, нужно проводить тендер?

Как быть с регламентами, которые меняются каждые полгода? Тоже снимать видео? Не вариант. Через шесть месяцев придется делать новое. 

В итоге проект буксует, результата нет и собственник хочет сменить команду.

Решение

Чтобы быстро запустить онлайн-обучение в компании, отталкивайтесь от готового контента. Если у вас есть комплект инструкций и регламентов — СДО должна «переваривать» word и pdf. Тогда регламенты можно загрузить в систему и открыть с телефона. Вот уже готова база знаний для сотрудников. 

Если тренера строят мастер-классы на презентациях, ищите систему, которая «понимает» PPT. К презентации можно добавить аудиосопровождение — и вот вам готовый курс. Назначайте новичкам перед вводом в должность. 

Уже потом можно снимать видео, создавать электронные курсы и VR-тренажеры, чтобы развивать проект и закрывать больше задач.

iSpring Learn

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

Система дистанционного обучения для бизнеса
 
iSpring Learn
Быстрый запуск онлайн‑обучения в бизнесе за 3 простых шага
  • Создайте аккаунт
  • Загрузите учебные материалы
  • Назначьте курсы сотрудникам