«Умеет слушать и помогать»: 5 качеств хорошего наставника«Умеет слушать и помогать»: 5 качеств хорошего наставника«Умеет слушать и помогать»: 5 качеств хорошего наставника«Умеет слушать и помогать»: 5 качеств хорошего наставника«Умеет слушать и помогать»: 5 качеств хорошего наставника«Умеет слушать и помогать»: 5 качеств хорошего наставника«Умеет слушать и помогать»: 5 качеств хорошего наставника«Умеет слушать и помогать»: 5 качеств хорошего наставника image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xmlimage/svg+xml image/svg+xml

Система наставничества — это эффективный инструмент, чтобы ускорить адаптацию новичков и развить своих сотрудников. Но бывает так, что наставники воспринимают работу со стажёром только как дополнительную нагрузку и не хотят в неё вкладываться. В статье расскажем о пяти навыках хорошего наставника, какую пользу он получит сам и как это поможет компании.

Что такое наставничество и в чём его польза для компании

Наставничество — это система адаптации и профессионального развития молодых сотрудников через передачу знаний и навыков от более опытного сотрудника, наставника. Наставник работает не только с новичками, но и с коллегами, которые хотят расти профессионально или готовятся стать руководителями. 

Наставничество полезно для всех: 

5 профессиональных качеств, необходимых хорошему наставнику

Хороший наставник интересуется новичком, спрашивает его мнение, внимательно слушает, даёт конструктивную обратную связь и объясняет всё доступным языком. Это самые базовые навыки. Звучит просто, но на деле наставники без специальной подготовки часто просто говорят стажёру, что и как делать.

Рассмотрим подробнее, что должен делать хороший наставник, примеры удачных подходов, а также наиболее типичные ошибки. 

Навык 1. Устанавливать контакт 

При знакомстве с новичком важно уметь вызвать симпатию в первые минуты общения, чтобы развить доверительные отношения, наладить связь и снять стресс. Для приятного впечатления наставнику нужно:

  1. Называть стажёра по имени.
  2. Поддерживать зрительный контакт.
  3. Искренне интересоваться стажёром.
  4. Подкреплять сказанное мимикой и жестами.

Навык 2. Задавать вопросы

Спрашивать — значит проявлять интерес к стажёру. Это позитивно сказывается на его отношении к своим задачам и работе в целом. 

Вопросы бывают двух типов:

  • закрытые — на которые можно ответить только да или нет;
  • открытые — на которые трудно ответить кратко, они требуют объяснения, мыслительной работы.

Вот варианты вопросов, которые мог бы задать наставник своему стажёру:

Наставнику нужно быть аккуратнее: назойливые и неуместные вопросы могут заставить стажёра закрыться.

Навык 3. Слушать 

Не только слышать, но и слушать стажёра — очень важный навык наставника. От него зависит успех их общения и возможность вовремя решать проблемы.

Выделяют несколько уровней слушания:

  1. Поверхностное слушание — слышим слова, не пытаемся понять смысл. 
  2. Сфокусированное слушание — всё внимание сконцентрировано на другом человеке.
  3. Всеобъемлющее слушание — восприятие эмоций и невербальных проявлений собеседника.

В разговорах наставнику лучше пытаться слушать стажёра на всеобъемлющем уровне. Так стажёр почувствует себя более уверенно, а наставник лучше поймёт проблемы стажёра.

Навык 4. Правильно давать обратную связь 

Обратная связь — это способ показать стажёру, насколько он эффективен в работе. В задачи наставника входят внедрение регулярной практики обратной связи со стажёром и чёткие и понятные, объективные и своевременные выражения.

Чтобы давать качественную обратную связь, нужно понимать, что она бывает разной.

Наставники, которые не проходили специальную подготовку, часто совершают ошибки, когда дают обратную связь стажёрам. Вот наиболее типичные примеры:

Этих ошибок довольно легко можно избежать, если просто научить сотрудников эффективно давать обратную связь и объяснить, как делать не стоит.

Навык 5. Передавать свои знания

Наставнику важно уметь структурировано и понятно доносить информацию, которой он владеет, чтобы стажёр перенимал опыт старшего, а компания получила квалифицированного специалиста. 

Существует «проклятие знания» — феномен, при котором человеку, более информированному, сложно рассмотреть какую-либо ситуацию с точки зрения менее информированного человека. В итоге наставник говорит непонятными терминами, пропускает важные блоки информации, а стажёр боится признаться, что ему непонятно.

Чтобы преодолеть «проклятие знания», наставнику нужно приводить простые примеры, расшифровывать сложные термины и вставать на место стажёра, например, вспоминать себя в начале пути.

Кто может стать наставником прямо сейчас

Если вам нужно найти наставников прямо сейчас и нет времени их полноценно подготавливать, можно пока что назначить наиболее подходящих для этой задачи сотрудников, а позже их развивать и готовить новых. 

Для роли наставника лучше всего подходят работники, у которых большой опыт работы, высокий уровень лояльности в компании и есть искреннее желание вкладываться в человека. 

Однако это только временная мера. Наставничество может приносить максимальные результаты: снижение затрат на наём, выход новичков на рабочие показатели в короткие сроки и др. Для этого нужно обучить наставников специальным знаниям и техникам, таким как: 

  1. Принципы обучения взрослых — чтобы стажёр лучше схватывал новый материал. 
  2. Знание этапов лестницы обучения и эмпирического цикла Колба — для качественной оценки компетенций стажёра.
  3. Способы передачи опыта — для быстрого обучения.
  4. Методика постановки целей SMART — чтобы наставник не требовал от стажёра невозможного, а планомерно его развивал и выводил на рабочие показатели. 

Всё это есть в нашем курсе по наставничеству от Академии iSpring. Обучайте своих наставников и ускоряйте адаптацию новичков.

Академия iSpring

Разрабатываем онлайн‑курсы на заказ

Электронные курсы, тесты, тренажеры и видеолекции для решения задач вашего бизнеса

Разработка курсов на заказ
 
iSpring Learn
Быстрый запуск онлайн‑обучения в бизнесе за 3 простых шага
  • Создайте аккаунт
  • Загрузите учебные материалы
  • Назначьте курсы сотрудникам