В любой компании могут возникнуть непредвиденные проблемы. Например, начинается отток кадров или возникают недопонимания в коллективе. Зачастую руководство не может найти корень проблемы и терпит убытки. Вместо этого можно проводить регулярные опросы сотрудников. Они помогают понять, что происходит в компании и коллективе, выявить проблемные зоны и принять верное решение.
Чтобы опрос сработал как надо, он должен быть анонимным. Только при таком условии сотрудники будут высказывать свое настоящее мнение. В ином случае они могут отзываться в более положительном ключе из-за страха перед руководством.
Анонимные опросы в компании помогают проанализировать внутренние процессы с разных сторон и получить честную обратную связь от сотрудников. В статье разбираем, что можно узнать с помощью опросов, как их проводить, а также какой сервис в этом поможет. Разберем:
- ситуации, которые можно анализировать с помощью анонимных опросов;
- варианты создания опроса сотрудников;
- сервис для анонимных опросов сотрудников.
Что анализировать с помощью анонимных опросов
Проводить опрос ради опроса не имеет смысла. У исследования всегда должны быть конкретная цель и задачи. В зависимости от этого формируют вопросы для исследования и задают его формат. Вот что чаще всего проверяют с помощью анонимных опросов:
Удовлетворенность работой. Одна из частых тем опросов, при которой узнают общее впечатление сотрудников от работы в компании, их удовлетворенность условиями труда, должностными обязанностями, заработной платой. С помощью результатов опроса руководитель может понять, какие меры внедрить, если ответы сотрудников не совсем положительные.
При создании опроса на удовлетворенность в тест нужно включить несколько тем:
- характер работы и сложность ее выполнения;
- распределение нагрузки;
- возможность продвижения по карьерной лестнице;
- премии и льготы;
- ценности компании и культура;
- коммуникация в команде.
В анонимном опросе на удовлетворенность сотрудники смогут открыто высказать мнение о компании, а руководство получит честные отзывы. Работники расскажут, что чувствуют на самом деле, как ощущают себя в коллективе. Например, в ходе такого опроса можно выявить недовольных сотрудников, которые подумывают об увольнении. Ценные кадры можно попробовать удержать с помощью системы мотивации — этот же опрос поможет выявить, чего сотруднику недостает.
Вовлеченность в работу. Этот тип опроса позволяет узнать, насколько сотрудники чувствуют себя частью команды, насколько, по их мнению, компания заботится об их благополучии. Опрос поможет узнать, готовы ли работники прикладывать дополнительные усилия для достижения целей.
Вовлеченные сотрудники стараются как можно лучше выполнять свою работу и достигать значимых результатов. Они чувствуют себя важной частью команды, проявляют инициативу, а их мнение часто учитывают. Вовлеченные сотрудники реже уклоняются от работы без уважительной причины, больше заботятся об удержании клиентов. Как следствие, растет производительность труда, а в перспективе — продажи.
Во время опроса вовлеченности можно спросить:
- Чувствует ли сотрудник, что его ценят?
- Нравится ли ему работать в текущей команде?
- Считает ли он свою работу значимой?
- Что он думает о своей роли в компании через 3–5 лет?
- Устраивает ли сотрудника баланс между работой и личной жизнью?
Оценка 360. Это способ оценки каждого отдельного сотрудника в компании. По сути, во время исследования методом 360 сотрудника оценивают те, с кем он непосредственно связан на работе: его коллеги, руководители и подчиненные. По результатам исследования получают информацию о знаниях, навыках, личных качествах и поведении работника. В итоге опрос позволяет понять:
- готов ли сотрудник к повышению;
- нужно ли работнику обучение;
- есть ли у сотрудника управленческие качества;
- какие soft-скилы развиты у работника.
Опытный HR-специалист на основе оценки 360 может выявить скрытые проблемы и выстроить для сотрудника индивидуальные траектории развития. По результатам опроса получится выявить и потенциал сотрудников, например определить работников с лидерскими качествами.
Для эффективной оценки методом 360 важно разработать четкие вопросы. Они должны выявлять конкретные действия и сценарии поведения, а не абстрактные качества. Вопросы обычно делятся на группы по компетенциям, которые они помогают выявить:
- социальные навыки;
- лидерские качества;
- профессионализм;
- коммуникативные навыки;
- принятие решений;
- ориентация на результат;
- адаптивность;
- тайм-менеджмент;
- креативность;
- критическое мышление.
Читайте также:
Метод оценки «360 градусов»: как применять и как правильно составить опросник
Пульс-опросы. Это регулярный метод сбора информации от сотрудников. В отличие от других опросов, он занимает около 5 минут, а проходит 1–2 раза в месяц или даже в неделю. Пульс-опросы позволяют оценивать настроения в коллективе в режиме реального времени и быстро выявлять проблемы.
В компании постоянно что-то меняется: увеличивается текучка кадров, растет напряжение, появляются новые проекты. Регулярные опросы помогут вовремя заметить проблему и принять меры. Кроме того, пульс-опросы позволят создать в компании прозрачную коммуникацию и сформировать доверие персонала к руководству.
Во время пульс-опроса можно узнать настроения в команде в целом, а можно задать тему опроса и понять мнения по конкретной проблеме. Например, в компании недавно запустили ДМС. Во время пульс-опроса можно спросить сотрудников, нравится ли им клиника, врачи и качество услуг.
Опрашивать всех сотрудников каждый месяц, а потом анализировать результаты трудозатратно. Поэтому для пульс-опросов можно сделать выборку сотрудников. Например, распределить всех в алфавитном порядке, а потом выбрать каждого десятого или каждого двадцатого. Еще один вариант — сделать выборку по полу, возрасту или должности.
Читайте также:
Пульс-опросы — для чего нужны и как их проводить
Как создать анонимный опрос онлайн
Создание опроса — это сложный процесс. Нужно учесть все нюансы: сделать так, чтобы опрос принес пользу, а сотрудники смогли без труда его пройти. Чтобы создать тест:
Установите цель и задачи опроса. Определите проблему, которую хотите изучить во время исследования. Цель должна быть достаточно узкой. Например, можно попробовать узнать, насколько сотрудников устраивают текущие условия труда, или определить, насколько эффективным было недавно пройденное обучение.
Обещайте полную анонимность. Это поможет добиться наиболее честных ответов. Например, в анонимном опросе сотрудники смогут объективно и честно ответить на вопросы о руководстве и отношениях в коллективе. Они не станут приукрашивать свое мнение о руководстве из-за страха перед ним. Есть и исключение: если важно знать мнение конкретного работника, анонимность не нужна. Например, это актуально при оценке результатов конкретного проекта.
Объясните причину проведения опроса. Дайте сотрудникам четкое понимание, зачем вы проводите исследование. Объясните цель опроса, но со стороны интересов коллектива. Например, если проводите опрос об условиях труда, скажите, что хотите понять, чего не хватает сотрудникам, и улучшить условия работы. Или вы недавно изменили систему денежной мотивации. Спросите сотрудников, как изменился их доход, устраивает ли их новая модель.
Составьте вопросы. Они должны быть понятны и просты для восприятия. Каждый сотрудник должен прочитать и легко понять формулировку вопроса. Вопросы бывают:
- Закрытые. Помогают получить однозначный ответ на поставленный вопрос. Такие вопросы начинаются с фраз «довольны ли вы», «были ли у вас» и так далее.
- Открытые. Позволяют узнать, что опрашиваемый думает по теме вопроса. На открытые вопросы нельзя ответить «да» или «нет». Они начинаются с вопросительных слов «какой», «почему», «зачем».
- Вопросы-шкалы. Помогают сотруднику оценить предмет исследования. Например, по шкале от 1 до 10 оценить, насколько им комфортно работать в существующем коллективе.
- Вопросы с выбором ответа. Помогают получить развернутый ответ, при этом сотрудник не потратит много времени. Чтобы создать вопрос с выбором ответа, нужно провести анализ и подумать, как могли бы ответить сами работники.
Общие вопросы по оценке удовлетворенности сотрудников могут быть такими:
- Есть ли что-то, что вас не устраивает в вашей работе?
- Насколько, как вам кажется, ваше мнение учитывают при принятии решений?
- Как бы вы оценили атмосферу в коллективе?
- Устраивают ли вас возможности карьерного роста в компании?
- Насколько вам нравится ваше рабочее место?
Выберите, какую идентифицирующую информацию собирать. Если вы проводите анонимный опрос, запросить фамилию и имя не получится. Вместо этого можно узнать, в каком подразделении или филиале работает сотрудник. Так можно, к примеру, понять настроения коллектива в конкретном отделе. В анкете можно спросить пол, возраст, должность, срок работы в компании. Эта информация пригодится для анализа результатов.
Используйте инструмент для анонимного опроса сотрудников. В бумажном виде проводить опросы долго и сложно, особенно в крупной компании с филиалами в разных городах. Чтобы упростить создание опроса и его проведение, нужно использовать специальные сервисы. Обычно в такие программы уже встроены возможности создания тестов и опросов, сбора и анализа результатов.
Читайте также:
Анкетирование сотрудников организации: какие инструменты помогают узнать все о своей компании
Как анализировать результаты опроса
После проведения опроса полученные данные нужно собрать и проанализировать. Анализ результатов поможет понять потребности и ожидания сотрудников, узнать их мнение по актуальным вопросам.
В зависимости от цели опроса можно анализировать все результаты, ответы работников конкретного отдела или филиала. Также можно разделить сотрудников по полу, возрасту, сроку работы в компании. Например, по итогам опроса вовлеченности общий результат по компании может быть хорошим. А если сделать выборку по отделам, окажется, что показатели одного из департаментов отстают от средних по компании.
После анализа результатов и определения проблем и точек роста нужно поделиться с командой итогами опроса. С руководством можно сравнить текущие показатели с результатами прошлого года. Рядовым сотрудникам тоже будет полезно узнать об итогах — работникам можно направить общую информацию в корпоративный канал связи.
iSpring Suite для создания анонимных опросов онлайн
Вручную создавать опросы, рассылать их сотрудникам на почту, а потом самостоятельно собирать результаты долго. К тому же можно упустить что-то важное и пропустить проблемные ситуации. Создать и провести анонимный опрос в онлайн-формате помогает программа iSpring Suite.
iSpring Suite — это быстрый конструктор тестов и опросов. Специальные знания для работы с конструктором не требуются. Чтобы начать работу с iSpring Suite, достаточно установить конструктор тестов на компьютер, на котором есть программа PowerPoint. В сервисе для создания презентаций автоматически появятся инструменты для разработки тестов и опросов.
С помощью iSpring Suite не придется создавать отдельные тесты под разные форматы устройств. Готовые опросы автоматически адаптируются под компьютеры, планшеты и смартфоны. Это удобно, потому что сотрудники смогут участвовать в исследованиях, пока находятся в дороге или пьют кофе в перерыве. Не возникнет и проблем с открытием тестов на разных операционных системах. iSpring Suite работает на iOS и Android, MacOS, Windows, Linux.
Для создания доступны 14 типов заданий: от выбора правильного ответа до эссе. За задания можно назначать баллы, за неправильные ответы — штрафы. В интерфейс опроса получится добавить видеофайл, формулу, музыку.
Программа позволяет ограничить возможность списывания, что особенно актуально при проведении тестов. Для этого iSpring Suite может установить число попыток и время на прохождение тестирования.
Чтобы опросы не выглядели шаблонно и однотипно, у iSpring Suite есть готовые шаблоны. Пользователям доступны фоны, рисованные персонажи, макеты слайдов, фотографии представителей разных профессий, изображения локаций и объектов. Получится создавать собственные уникальные дизайны. Для этого доступны функции замены шрифтов, кнопок, добавления градиента.
Для каждого опроса можно создать авторского персонажа. Ему можно выбрать выражение лица, прическу, одежду, аксессуары. Например, можно сделать персонажа в виде руководителя компании и добавить его в опрос: получится, будто он лично задает вопросы команде.
Готовые опросы будут храниться в облаке iSpring Suite, это значит, что инструменты всегда будут под рукой. Чтобы отправить тест сотрудникам, достаточно скопировать ссылку и отправить любым удобным способом. Также материалы из облака получится добавить напрямую на сайт или в блог компании.
Скачать демоверсию iSpring Suite →
Резюме
Анонимные опросы сотрудников позволяют узнать, что происходит в компании, что волнует персонал. С их помощью можно выявить недовольных работников, а также потенциальных лидеров.
Основные виды опросов — это:
- опрос на вовлеченность;
- опрос на удовлетворенность;
- оценка методом 360;
- пульс-опрос.
Все они помогают взглянуть на команду под разными углами, оценить текущее состояние компании и составить прогноз на будущее. Опросы эффективны, если их проводят регулярно, анализируют результаты и на основе полученных данных предпринимают шаги по улучшению работы компании.
Создавать и проводить опросы вручную, а потом самостоятельно анализировать результаты сложно. Поэтому опытные HR-специалисты используют онлайн-платформы. Например, создавать опросы можно в сервисе iSpring Suite.
Чтобы создать исследование на платформе iSpring Suite, не нужны специальные знания. Справиться может руководитель, HR-специалист или менеджер. Достаточно скачать программу на компьютер, и все нужные инструменты появятся в сервисе для создания презентаций PowerPoint. Получится создать уникальный опрос в брендовых цветах компании, а потом в несколько кликов разослать его сотрудникам. По итогам исследования в программе будет легко проанализировать результаты.