Чемодан стоит — обучение идёт!
Как в AG Experts сэкономили на командировках тренеров
image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xmlimage/svg+xmlimage/svg+xml Как рассчитать ROI для корпоративного обученияКак рассчитать ROI для корпоративного обученияКак рассчитать ROI для корпоративного обученияКак рассчитать ROI для корпоративного обученияКак рассчитать ROI для корпоративного обученияКак рассчитать ROI для корпоративного обученияКак рассчитать ROI для корпоративного обученияКак рассчитать ROI для корпоративного обучения

«Предоставляем бесплатное обучение», — когда-то возможности написать так в вакансии было достаточно, чтобы убедить руководство поддержать запуск корпоративного обучения. Теперь вопросов все больше, и главный из них: «Сколько обучение сотрудников помогает заработать?». Только в США в 2018 году общие расходы на обучение составили 87,6 млрд долларов. Справедливо, что руководители компаний хотят знать, как окупаются инвестиции.

Из этой статьи вы узнаете о методологии расчёта рентабельности корпоративного обучения (ROI) и получите инструкцию, как это сделать на практике. Но сперва пройдите короткий тест и узнайте, готова ли ваша компания начать измерять ROI обучения персонала.

Эффективность обучения персонала

Что такое ROI обучения и зачем его измерять

ROI — это показатель возврата вложенных средств и индикатор эффективности инвестиций. Суперсила коэффициента ROI в том, что он знаком финансистам и вызывает доверие у руководства компании.

Смысл расчёта ROI заключается в переводе затрат на обучение и выгод от него в одинаковые единицы измерения — рубли, доллары или другую валюту. Это здорово, потому что тогда возможно провести прямое сравнение и сделать однозначный вывод об эффективности обучения для бизнеса.

Формула расчёта ROI выглядит так:

Формула расчёта ROI

В этом примере ROI отрицательный. Это означает, что получение дополнительных 75 тысяч прибыли не стоило ресурсов, вложенных в программу. Овчинка выделки не стоила.

Пока всё просто, в чём подвох?

Перемножать и делить числа легко, когда речь идёт об абстрактных примерах. Но на практике узнать, сколько удалось заработать благодаря изучению какого-то курса, — сложно.

Здесь стоит напомнить, что сама по себе формула расчёта ROI — не магический шар, который отвечает на любые вопросы. Допустим, британские учёные сообщили, что ROI последнего курса составил 7%. Какой из этого следует вывод?

  • Это хорошо или плохо?

  • Что помешало добиться большего ROI?

  • Как можно повысить ROI?

  • Точно ли результат получен благодаря обучению сотрудников, а не новой рекламной кампании?

Без дополнительных данных коэффициент ROI лишь демонстрирует экономический эффект. Что само по себе уже неплохо, но для правильного толкования результатов требуется комплексный подход к оценке эффективности обучения. Давайте рассмотрим этот подход в деталях.

Методология оценки эффективности обучения: модели Киркпатрика и Филлипса

Самая известная модель для измерения эффективности обучения — четырехуровневая модель Дональда Киркпатрика. Основная претензия в адрес Киркпатрика заключалась в его убеждении, что измерять результаты обучения в деньгах невозможно или не имеет смысла. Вот почему позднее Джек Филлипс создал свою 5-уровневую модель ROI.

Разница между моделями Киркпатрика и Филлипса

Сравнение моделей Киркпатрика и Филлипса

Филлипс доработал модель Киркптарика, добавив в неё Уровень 0 (Затраты) и Уровень 5 (ROI) — те самые конкретные цифры, которые хочет видеть заказчик. Кроме того, Филлипс предложил способы изоляции результатов обучения от влияния других факторов, например, маркетинга. Это серьёзно повышает достоверность оценки.  

«Все решения работают в комплексе, но важно знать, в какой степени каждое из них повлияло на конечный результат. Если вы не знаете, что именно привело к результату, вы не можете управлять ситуацией. Уж поверьте, маркетологи сумеют составить отчёт об отдаче от рекламы, промо-акций и даже эффекте от смены ценовой политики. В этом плане маркетинг сильно обгоняет обучение. Если мы будем бездействовать, как предлагает Киркпатрик, мы потеряем доверие и поддержку».

Джек Филлипс

Джек Филлипс

Response to LinkedIn Post: Kirkpatricks vs. Phillips

Как измерить ROI обучения

Измерение ROI по методике Филлипса состоит из четырёх этапов: планирование оценки, сбор данных, анализ и подготовка отчёта.

Этапы измерения ROI

Последовательность действий при измерении ROI. Источник: ROI Institute

1. Определяем цели обучения

Чётко поставленные и зафиксированные цели гарантируют, что в процессе сбора данных вы будете задавать правильные вопросы и ничего не упустите. Патти Филлипс в своей книге «The Bottomline on ROI» рекомендует прорабатывать цели сверху вниз, начиная с желаемого экономического результата и заканчивая реакцией учащихся на учебный курс.

 Пример цели
Уровень 5: ROI

ROI 150%

Уровень 4: Результат

За 12 месяцев сократить объём брака на 20%

Уровень 3: Поведение
  • Операторы линии в состоянии своевременно распознать потенциальный брак изделия.

  • Применяют систему «андон» на практике в случае необходимости.

  • В случае обнаружения серьёзных проблем, в полном объёме соблюдают четыёхшаговую инструкцию.

Уровень 2: Научение
  • Операторы демонстрируют отличное знание конструкции изделия, могут отличить брак от нормы.
  • Знают, что такое система «андон», понимают её цель и то, как именно она работает.
Уровень 1: Реакция

Рейтинг курса не ниже 9 баллов из 10 возможных.

Патти Филлипс рекомендует проводить исследования первого уровня (Реакция) для 90-100% учебных программ, а вот измерение ROI необходимо лишь в 5-10% случаев.

2. Разрабатываем план

На этом шаге создаём и утверждаем три документа: план сбора данных, план по анализу данных и план по расчёту ROI — по этим документам вы будете контролировать ход проекта и оценивать свои успехи.

Что важно прописать в плане:

  • цели проекта;

  • способы их достижения;

  • инструменты (например, СДО);

  • сроки;

  • ответственных за выполнение каждого пункта.

На сайте ROI Institute можно бесплатно скачать шаблон плана проекта расчёта эффективности учебной программы и другие полезные ресурсы.

Если вы хорошо потрудитесь, то получите проработанную пошаговую тактику реализации проекта — её необходимо согласовать с клиентом или руководством. Так вы ещё раз убедитесь, что ваши ожидания совпадают, и договоритесь о критериях признания каждого этапа выполненным.

3. Собираем данные во время обучения и после него

На этом шаге работаем по классической методике Киркпатрика. Во время обучения оцениваем реакцию учащихся на изученные материалы и то, как новые знания усвоились. После завершения обучения отслеживаем, как полученные знания применяются на практике и какой результат это приносит.

Для этого можно использовать:

  • листы реагирования
  • опросы
  • интервью
  • фокус-группы
  • тестирование
  • решение кейсов
  • контрольные листы
  • карты и фотографии рабочего дня

Пример вопросов из листа реагирования (Уровень 1)

 Категорически не согласен   Абсолютно согласен
1. Тема курса была актуальна12345
2. Преподаватель хорошо разбирается в предмете и понятно объясняет12345
3. Я смогу применить полученные знания в повседневной работе12345
 
Фотография рабочего дня до и после обучения

Пример измерения изменений в поведении (Уровень 4)

 

4. Изолируем эффект от обучения

На конечный результат бизнеса влияет огромное число факторов: от ценовой политики до харизмы отдельных сотрудников. Изоляция — критически важный шаг, который помогает отделить заслуги обучения от влияния других факторов и обеспечивает достоверность всей методики.

Наиболее доступные техники изоляции:

  • Контрольная группа: вы запускаете пилотное обучение на отдельных группах участников и сравниваете результат с показателями контрольной группы, которая не участвует в программе.

  • Оценка участников: вы предлагаете самим участникам оценить, в какой степени обучение повлияло на их результаты.

  • Оценка руководителей подразделений или супервайзеров: вы просите руководителей оценить влияние обучения их команды на конечный результат группы.

5. Переводим результаты в деньги

На этом шаге присваиваем ценность в денежном эквиваленте каждому виду результатов, полученных после обучения. Так вы сможете сравнить их с затратами. Точные данные — выработка, качество и время, — как правило, можно без проблем конвертировать в деньги. Например:

  • дополнительные продажи → прибыль от этих продаж;

  • экономия времени сотрудника → рассчитываем стоимость сэкономленного времени исходя из среднего размера зарплаты (стоимость часа работы умножаем на количество сэкономленных часов сотрудника);

  • снижение времени простоя оборудования → оцениваем по затратам прошлых лет;

  • снижение текучки персонала → средства, сэкономленные на подборе персонала и адаптации;

  • повышение качества → средства, сэкономленные благодаря снижению процента брака.

6. Оцениваем затраты на программу

Подсчитываем все прямые и сопутствующие расходы, связанные с проведением обучения. Сюда входят зарплаты преподавателей, расходы на СДО, траты на пиар учебной программы, покупка оборудования и т.д. Не забудьте включить и расходы на проведение оценки эффективности программы.

7. Рассчитываем ROI по формуле

Как правило, для краткосрочных программ ROI рассчитывается за год. Но в отдельных случаях, когда вы реализуете масштабную программу (например, запускаете корпоративный университет), достижение максимального эффекта может занять несколько лет. Это стоит учитывать.

8. Определяем нематериальные выгоды

В большинстве случаев учебные программы помимо финансовых выгод приносят и нематериальные выгоды. Например, улучшение имиджа организации, рост сплочённости коллектива, повышение лояльности сотрудников компании. Проблема в том, что эти результаты субъективны.

Попытка конвертировать, скажем, командный дух в деньги для использования в расчёте ROI может серьёзно навредить достоверности и убедительности итоговых результатов. Лучше получить меньший коэффициент ROI с сильным отчётом о нематериальных выгодах, чем продемонстрировать высокий ROI, рискуя подорвать доверие ко всей оценке программы.

Если сомневаетесь, нужно конвертировать показатель или нет, воспользуйтесь подсказкой от ROI Institute:

схема измерения нематериальных выгод

Источник: ROI Institute

9. Готовим отчёт и представляем результат

Отчёт о результатах — последний по списку, но не по важности шаг в оценке учебной программы. Подготовка отчёта и его презентация требуют тщательного планирования, ведь на кону дальнейшая судьба проекта. На этом этапе у вас две основные задачи:

А) Подготовить отчёт для разных целевых аудиторий. Разной аудитории нужна разная информация, поэтому заранее продумайте, какие отчёты потребуются. Хорошая идея — готовить сразу две версии каждого отчёта: краткую и подробную. Так вы облегчите понимание результатов, за что вам точно будут признательны.

Целевая аудиторияПодробный отчётКраткий отчёт

Заказчики, высшее руководство

 Полный отчёт о проведении оценки программы обучения

 Резюме проекта

Руководители подразделений

Упрощенный отчёт, описание кейсов

Одностраничный отчёт

 Отдел PR 

Кейсы (для публикации во внешних ресурсах)

Одностраничный отчёт

 Сотрудники

Цикл статей о проекте в корпоративном блоге

Рассылка ньюслеттера по электронной почте

Б) Презентовать результаты. Важно не только подготовить разные виды отчётов, но и продумать, какие каналы будете использовать для представления информации каждой целевой аудитории. Хорошо, когда отчёты сразу подготовлены с учетом способа их презентации — это сэкономит вам кучу времени. Например:

Целевая аудиторияОфлайнОнлайн

Заказчики, высшее руководство

Живая презентация

Печатная раздатка

Белая книга (whitepaper)

Руководители подразделений

Вебинар

Белая книга (whitepaper)

Цепочка электронных писем

Сотрудники

Брошюра

Информация на стенде

Видео

Статьи в корпоративном блоге

   

Ключевые идеи

  • Показатель ROI показывает эффект от обучения путём конвертации всех затрат на организацию и результатов в деньги.

  • Расчёт ROI — не самоцель. Без цельной методологии сбора данных вы не сможете правильно интерпретировать результаты.

  • Крайне важно использовать техники изоляции, чтобы обеспечить достоверность измерения.

  • Лучше подготовить хороший отчёт о нематериальных выгодах и получить более низкий ROI, чем показать более высокий ROI, рискуя поставить под сомнение достоверность всего исследования.

  • Без тщательно продуманной и подготовленной презентации результатов исследования замеры не имеют большого смысла.

Полезные материалы по теме

Метод Киркпатрика по измерению эффекта обучения на четырех уровнях. Основа основ, которую должен прочесть каждый специалист по обучению. На русском языке, к сожалению, обнаружить не удалось. Напишите в комментариях, если вам повезло больше.

Книга не переведена на русский язык. Но если вы читаете по-английски, то найдете подробнейшую инструкцию по измерению ROI обучения. Автор щедро делится кейсами, готовыми таблицами и формами, которые сэкономят вам массу времени, и даже приводит пример речи для защиты своего проекта перед советом директоров.

Для подсчета ROI вам придется собрать и проанализировать море информации. Хорошая новость в том, что, по крайней мере, частично этот процесс можно автоматизировать. Из этой статьи вы узнаете о видах статистики в СДО и том, какие выводы на ее основе можно сделать.

Платформа для запуска онлайн-обучения

iSpring Learn поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн-обучения за 1 день.

 
iSpring Learn
Быстрый запуск онлайн‑обучения в бизнесе за 3 простых шага
  • Создайте аккаунт
  • Загрузите учебные материалы
  • Назначьте курсы сотрудникам