Технологии мобильного обучения: 10 правил по созданию мобильного курса Технологии мобильного обучения: 10 правил по созданию мобильного курса Технологии мобильного обучения: 10 правил по созданию мобильного курса Технологии мобильного обучения: 10 правил по созданию мобильного курса Технологии мобильного обучения: 10 правил по созданию мобильного курса Технологии мобильного обучения: 10 правил по созданию мобильного курса Технологии мобильного обучения: 10 правил по созданию мобильного курса Технологии мобильного обучения: 10 правил по созданию мобильного курса image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xmlimage/svg+xml image/svg+xml

Электронный курс для компьютера и телефона — два разных продукта. Контент выпущенный под ПК неуклюже выглядит в гаджете, даже если адаптируется под размер экрана. И здесь задачу не решить простым увеличением шрифта и картинок. Мобильный курс изначально проектируют по другим правилам. Разберем основные.

Важно: советы пригодятся, если после анализа целевой аудитории вы решили собрать курс исключительно под мобильный телефон. Например, для обучения торговых представителей, которые постоянно в разъездах, а потому чаще пользуются телефоном, чем компьютером.

1. Разбейте курс на модули

Twitter и Instagram приучили человека к коротким информационным порциям — сейчас один сеанс работы с гаджетом длится в среднем 72 секунды. Цифру подтвердило исследование американской аналитической компании Nielsen Norman Group, специалисты которой изучили пользовательский опыт жителей 8 стран. Среди них США, Австралия, Китай и Великобритания.

Из исследования можно сделать вывод — большой формат не для мобильных устройств. Объемные курсы лучше делить на маленькие съедобные кусочки — модули, чтобы пользователь учился на ходу в удобное время.

Модуль — маленький курс в составе большого. Он раскрывает одну тему, как раздел в книге.

На модули программу обучения разбили авторы Google Primer — мобильного приложения по азам цифрового маркетинга.

Google Primer

В приложении Primer модуль — это колода из 5-7 карт с советами по маркетингу

В каждой колоде разобрано одно правило. За 2 минуты пользователь получает небольшую порцию знаний и тут же может закрепить их на практике.

В том, сколько должен длиться модуль, нет строгих законов. Главное — раскрыть тему и не утомить пользователя.

2. Сохраняйте учебный прогресс

Хорошее мобильное приложение запоминает, на каком месте остановился пользователь, и во время следующего сеанса предлагает продолжить путешествие.

Курс тоже умеет сохранять прогресс. Это подходящий вариант для тех, кто не хочет делить контент на части.

Если прогресс сохраняется, продолжить обучение можно в любой момент

Если вы создаете курсы в iSpring Suite, то настроить сохранение прогресса можно за три коротких шага. Для начала на панели инструментов iSpring Suite нажмите «Плеер».

В появившемся окне выберите вкладку «Воспроизведение и навигация».

В разделе «Продолжение просмотра» выберите «Запрашивать продолжение при перезапуске».

3. Определите, как пользователи держат мобильное устройство

Люди по-разному берут в руки телефон — все зависит от модели устройства, ситуации и задачи, которую нужно решить. Это доказало исследование Стивена Хубера. Дизайнер мобильных приложений компании Cummins провел 1333 наблюдения за тем, как люди пользуются телефонами на улице, в аэропорту, кафе и других местах. Исследование показало:

49% пользователей держат телефон в одной руке. Как правило, они просто прокручивают страницу на экране устройства и при этом занимаются другими делами: несут сумку, держат детей за руку или открывают дверь.

Зеленая область — пользователю удобно дотянуться до объекта. Источник: uxmatters.com

По такой карте касаний можно понять, в каких зонах не стоит размещать сервисное меню и ключевые навигационные элементы в курсе.

36% пользователей держат телефон в одной руке, а нажимают на экран другой. Так удобнее выделить объект на экране или перейти по ссылке.

При таком положении пользователю удобно работать со всей областью экрана

15% пользователей держат телефон в двух руках одновременно. Так удобнее набирать текст, показало исследование.

Двумя руками пользователю удобнее всего набирать текст

При создании мобильного курса определите какие действия будет совершать пользователь:

  • прокручивать страницу — подойдет для статьи или лонгрида;
  • кликать по объектам на экране — подойдет для слайдового курса
  • прокручивать страницу, кликать на объекты, печать текст — подойдет для курса с тестом и диалоговым тренажером.

От этого зависит под какое положение экрана проектировать курс: вертикальное или горизонтальное.

Чтобы не путать пользователя, в самом начале покажите, как нужно взять в руки телефон

4. Поставьте все важное в центр экрана

При чтении текста с мобильного устройства люди смотрят на экран строго по центру. Это подтверждают данные тепловых карт.

При чтении поисковой выдачи Google пользователи кликают по центру. Источник: google

В большинстве случаев люди прокручивают контент до центра экрана и только потом кликают по нужному объекту — выбирают контакт в телефонной книге или сообщение в Twitter.

Тепловая карта новостной ленты в Twitter. Источник: uxmatters

Расположите в центре экрана основное сообщение или кнопки, чтобы сразу сфокусировать внимание пользователей на важном.

Фрагмент онлайн-курса «Дом.ру». Кликабельные кнопки находятся в центре экрана

5. Продумайте подсказки

В первый раз открыть мобильный курс, все равно что оказаться в чужой стране — неясно куда идти. Чтобы пользователь не терялся вначале, проведите экскурсию — покажите все кнопки и объясните их значение.

В компьютерных онлайн-курсах учеников часто знакомят с функционалом через подсказки на затемненном экране — разработчики называют этот прием «оверлей».

Так выглядят стандартные подсказки в электронном курсе

В мобильном курсе многие могут пропустить такое интро, приняв его за баннерную рекламу.

Вместо долгих разъяснений на старте давайте подсказки по ходу обучения. Так, например, в приложении по английскому языку Duolingo новичка в начале встречает наставник и постепенно вводит в курс дела.

В Duolingo пользователя знакомят с интерфесом приложения постепенно. Так выше шанс, что он не забудет важную информацию

Разработчики Lingualeo встроили знакомство с курсом в процесс обучения — новичку последовательно рассказывают, как выполнять каждое задание.

6. Сократите текст на слайде

Если на экране много текста, он становится мелким — его сложно читать. Убирайте лишние слова, разбивайте на части длинные предложения — строка должна быть не больше 40 символов. Следуйте правилу: один экран — одна законченная мысль. Большие блоки текста лучше поделить и поставить на несколько слайдов.

7. Используйте шрифт 16 кегля или больше

Если мы читаем статью в интернете, текст при желании можно увеличить. В электронном курсе нет такой возможности. Поэтому пишите 16 кеглем и больше — буквы меньшего размера плохо читаются.

Для курса лучше использовать шрифты без засечек. Для чтения с телефона удобнее Arial, Verdana и Trebuchet.

8. Добавьте в курс индикатор прокрутки

Человеку легче завершить начатое, когда понятно, сколько пройдено и сколько ещё осталось. Так в книге мы сразу видим количество страниц. В курсе это может быть индикатор прокрутки.

Индикатор прокрутки — полоска вверху экрана. По мере скролла она движется слева направо, показывая, в какой части курса находится человек и сколько осталось до конца.

Индикатор прокрутки помогает пользователю ориентироваться в курсе

9. Увеличьте размер интерактивных объектов

Делайте кнопки крупнее и оставляйте вокруг них больше свободного места, чтобы пользователь не нажал ничего лишнего.

10. Откажитесь от гиперссылок

В компьютерных онлайн-курсах часто ставят гиперссылки на дополнительный материал. Если очень хочется узнать больше о навыках продаж — без проблем. Пользователь нажимает на ссылку и читает подробную статью по теме. Это удобно.

В электронных курсах для ПК гиперссылки не мешают пользователям

В мобильном курсе гиперссылки несут хаос. Например, пользователь рискует случайно нажать на ссылку, переключаясь с экрана на экран.

В мобильном курсе пользователь при скролле может случайно нажать на гиперссылку

Чтобы пользователь не терялся во время обучения, замените гиперссылки кнопками или вкладками с дополнительной информацией. Даже если человек быстро листает материал, он заметит кнопку и не станет на нее нажимать без необходимости.

Еще одна сложность при работе над мобильным курсом — размер экрана, который меняется в зависимости от модели и типа устройства. Подстроить контент под каждый экран не реально — все равно нужно на что-то ровняться. Мы проанализировали 9 000 пользователей мобильного приложения iSpring Learn и составили топ-3 популярных устройства. Можете ориентироваться на одно из них при разработке курса.

Топ-3 популярных мобильных устройств по версии iSpring

AndroidiOS
Samsung Galaxy Tab Active (SM-T365)iPhone 7
Samsung Galaxy Tab A (SM-T285)iPhone 6
Samsung Galaxy J3 (SM-J320F)iPhone 6S

Запомнить

  1. Делите курсы на маленькие блоки, чтобы пользователь смог учиться на ходу в удобное время.
  2. Если на экране много текста, он становится мелким — его сложно читать. Убирайте лишнее и пишите крупно. Оптимальный размер шрифта: 16 кегль и больше.
  3. 49% пользователей держат телефон вертикально в одной руке. Учитывайте это при создание контента под мобильный курс.
  4. Делайте кнопки крупнее и оставляйте вокруг них больше свободного места, чтобы во время обучения пользователь не нажал ничего лишнего.
iSpring Suite

Быстрый конструктор курсов и тестов

Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.

Fast course authoring toolkit