Обучение со вкусом
Как в «Додо Пицце» дистанционно обучили 300 франчайзи
image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xmlimage/svg+xmlimage/svg+xml 6 способов снизить когнитивную нагрузку в электронных курсах6 способов снизить когнитивную нагрузку в электронных курсах6 способов снизить когнитивную нагрузку в электронных курсах6 способов снизить когнитивную нагрузку в электронных курсах6 способов снизить когнитивную нагрузку в электронных курсах6 способов снизить когнитивную нагрузку в электронных курсах6 способов снизить когнитивную нагрузку в электронных курсах6 способов снизить когнитивную нагрузку в электронных курсах

В современном мире на нас ежедневно обрушиваются потоки сложной информации. Неудивительно, что люди перегружены данными — ведь объем рабочей памяти ограничен.

Кони Маламед

Кони Маламед, педагогический дизайнер и создатель блога The eLearning Coach

В процессе обучения возникает нагрузка на рабочую память — так называемая когнитивная нагрузка. Определенная степень когнитивной нагрузки нужна и даже даже полезна: препятствия и сложные задачи способствуют развитию и усвоению знаний. Но если нагрузка слишком велика, учащиеся утомляются и перестают понимать материал.

Поэтому нужно свести к минимуму объем посторонней когнитивной нагрузки, которая не связана с учебным процессом. Так выше шанс, что человек запомнит изученный материал.

В этой статье я расскажу о шести способах снизить излишнюю когнитивную нагрузку учащихся.

1. Уберите шум

Шум — это любая посторонняя информация, которая усложняет процесс обучения: непонятные инструкции, запутанный интерфейс онлайн-курса или визуально перегруженный дизайн. По сути, все детали, не относящиеся к учебному заданию, должны быть предельно понятными, чтобы лишний раз не нагружать рабочую память.

Я называю этот метот «прополкой». Мы убираем всю визуальную мишуру, всю несущественную информацию (даже если она интересна) и оставляем только то, что важно для решения задачи. Цель — исключить любые мыслительные процессы, не связанные с обучением.

Фрагмент электронного курса

2. Стимулируйте использование полученных знаний

Люди подходят к обучению ответственно, когда знают, что за теорией последует практика, где нужно применить полученные знания.

Один из методов мгновенного применения знаний — «метод запроса». Раскрыв учащимся суть той или иной концепции, предложите им «остановиться и подумать» над полученной информацией. Попросите их придумать и написать одно предложение на пройденную тему (или с использованием новой лексики).

Электронный тест

Исследование о влиянии стратегии преобразования на эффективность обучения показало, что задания на такое преобразование информации повышают эффективность обучения.

3. Пишите кратко

Хотя писать кратко и емко сложнее, чем подробно и многословно, но именно краткие тексты помогают снизить когнитивную нагрузку. Длинные объяснения, туманные инструкции и водянистые рассказы съедают огромные объемы рабочей памяти. Правило простое — оставляйте только ту информацию, которая помогает объяснить то или иное понятие.

Редактура текста

В журнале образовательной психологии Journal of Educational Psychology опубликовали интересное исследование. Участников просили прочитать отрывки текста разного объема про погодные процессы. Самые низкие результаты показали те, кто читал отрывок объемом в 500 слов без краткого резюме. А те, кто читал отрывки с кратким резюме, показали самые высокие показатели запоминания и передачи информации.

4. Помогите сделать первые шаги в обучении

Еще один способ снизить когнитивную нагрузку — помочь человеку в начале обучения, а когда он почувствует себя уверенно, отпустить в свободное плавание. Это как страховочные колеса на велосипеде — защищают от падений и страхов в начале и легко снимаются, когда ребенок научился держать равновесие.

В контексте обучения взрослых «метод страховочных колес» стоит применять при решении сложных задач. Один из способов — онлайн-инструкция, которая описывает, какие этапы задачи могут оказаться самыми сложными. Далее, на каждом сложном этапе мы предлагаем учащемуся помощь, которой он может воспользоваться по желанию. Постепенно можно переходить от явной помощи к небольшим подсказкам.

Курс по йоге

Еще один интересный подход описан в исследовательской работе Джима Грира. Грир с коллегами создали компьютерный сервис для студентов, который анализировал учебные потребности учащихся и подбирал преподавателей, которые могли оказать самую эффективную помощь. Каждый студент мог пообщаться с подобранным преподавателем онлайн. Такой же подход можно применить в крупных организациях с широким штатом специалистов разного профиля.

5. Создавайте возможности совместного обучения

Согласно теории когнитивной нагрузки, чем сложнее материал, тем тяжелее освоить его в одиночку — в отличие от обучения в группе. Идея такая: при групповом обучении когнитивные процессы распределяются между участниками группы. И, хотя групповое обучение требует координации, а учебную информацию нужно постоянно интегрировать, в условиях высокой когнитивной нагрузки такое обучение считается более эффективным.

Включайте в процесс обучения групповые задания на 2-5 человек. Это может быть решение сложной проблемы, разработка плана или создание чеклиста. Задание должно быть построено так, чтобы каждый член группы вносил свой вклад и при этом взаимодействовал с партнерами: размышлял над заданием, предлагал, обсуждал и отстаивал идеи.

Ученые предполагают, что в условиях высокой когнитивной нагрузки эффект обучения в команде в разы превосходит индивидуальное обучение. В онлайн-обучении групповое обучение может быть синхронным (видеоконференция) или асинхронным (форум).

6. Включите в курс вспомогательные материалы

Вспомогательные учебные материалы значительно разгружают рабочую память. Для снижения когнитивной нагрузки непосредственно в процессе обучения можно использовать такие материалы:

  • чеклисты для выполнения сложных задач/инструкций;
  • детальные разборы задач в качестве примера;
  • удобный словарик с новыми терминами;
  • концептуальные карты, на которых показаны взаимосвязи понятий и концепций.
Словарь терминов по дистанционному обучению

Согласно теории когнитивной нагрузки, большой ресурс рабочей памяти может съедать посторонняя нагрузка, не связанная с процессом обучения. Мы, педагогические дизайнеры, можем снизить объем посторонней когнитивной нагрузки, и, следовательно, повысить эффективность обучения. Надеюсь, эти шесть методов помогут вам в работе.

Вы прочитали перевод Six Strategies You May Not Be Using To Reduce Cognitive Load. Автор статьи — Кони Маламед, визуальный и педагогический дизайнер, автор книг по визуальному дизайну и создатель блога по электронному обучению The eLearning Coach.

Редактор онлайн-курсов iSpring Suite

Легко создавайте электронные учебные материалы: курсы, тесты, видеолекции, тренажеры и скринкасты.

 
iSpring Learn
Быстрый запуск онлайн‑обучения в бизнесе за 3 простых шага
  • Создайте аккаунт
  • Загрузите учебные материалы
  • Назначьте курсы сотрудникам