только сегодня
Чёрная пятница началась
купить со скидкой
7 мифов о микрообучении - iSpring7 мифов о микрообучении - iSpring7 мифов о микрообучении - iSpring7 мифов о микрообучении - iSpring7 мифов о микрообучении - iSpring7 мифов о микрообучении - iSpring7 мифов о микрообучении - iSpring7 мифов о микрообучении - iSpring image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xmlimage/svg+xml image/svg+xml

В последние годы на российской и зарубежной eLearning-арене гремит модный термин «микрообучение». И, как любая популярная концепция, она окружена массой мифов. В статье
мы рассмотрим и развенчаем 7 распространённых заблуждений
о микрообучении.

В основу этой статьи лег вебинар «7 опасных мифов о микрообучении», который специально для iSpring провела Шеннон Типтон, автор книги «Революционное обучение» («Disruptive learning») и блога Learning Rebels.

Шеннон Типтон

Шеннон Типтон, основательница          Learning Rebels

Шеннон Типтон — основательница агентства Learning Rebels, которое проводит консультации в области  цифрового обучения. Шеннон эксперт в разработке стратегий и инфраструктуры обучения на базе современных технологий. Её блог «Learning Rebels» входит в 100 лучших блогов по eLearning. Сама Шеннон включена в список «100 двигателей электронного обучения» по версии ресурса eLearning Industry. В 2015 году она опубликовала книгу «Революционное обучение».

Что такое микрообучение?

Прежде чем мы перейдем к обсуждению мифов, давайте разберемся, что такое микрообучение. 

«Микрообучение — это обучение небольшими залпами: когда контент правильного размера помогает учащемуся добиться конкретных результатов. Информация в микрокурсах очень конкретная, заточенная под определенную тему и ориентированная на узкую аудиторию — чтобы добиться максимальной эффективности обучения».

Это особый подход к обучению, а не просто формат материалов, навязынный сотрудникам извне. Вот несколько преимуществ микрообучения:

Как видно из этого списка, в микрообучении важен фокус, контекст, поддержка и результат. Микрокурсы — как спринты, и они не отвлекают сотрудников от работы, а наоборот — помогают добиваться результата. И поскольку микрокурсы по своей природе короткие, они должны быть максимально сфокусированы на конкретной теме и аудитории.

А теперь давайте посмотрим, какие мифы о микрообучении бытуют в индустрии:

Миф 1. Микрообучение не должно занимать много времени, поэтому чем короче микрокурс — тем лучше

Да, краткость — сестра таланта, однако нет никаких строгих ограничений по продолжительности микрокурса. Все очень индивидуально.

Да, микрообучение не должно занимать много времени. В наши дни чтобы оставаться востребованным профессионалом, нужно постоянно учиться, а микрообучение обеспечивает нам легкий и быстрый доступ к нужной информации. Возможность в любой момент «освежить» знания при помощи микрокурса (а не искать в памяти), здорово разгружает наш процессор.

Еще один аргумент в пользу краткости приводит Джош Берсинв своей книге «Революция цифрового обучения: десять открытий». Джош высчитал, что «сотрудник может уделять обучению и развитию 1% недельного рабочего времени: 24 минуты в неделю».

Сотрудники могут потратить на обучение только 1% своего рабочего времени

Сотрудники могут потратить на обучение только 1% своего рабочего времени: это 24 минуты в неделю.

И даже в эти 24 минуты, сотрудник будет периодически терять фокус и переключаться на другие задачи. Зачем? Почему нельзя полностью сконцентрироваться на обучении? Есть несколько причин:

  • В наше поле внимания постоянно вторгаются уведомление, входящие сообщения, звонки, просьбы коллег. У нас у всех хроническая многозадачность: иногда осознанная, а иногда и вынужденная. Вспомните, давно вы прочитывали статью или веб-страницу от начала и до конца? А видео — целиком и на обычной скорости? Думаю, давно. Исследование, проведённое Nielsen Norman Group, выявило, что «в среднем при посещении сайта пользователь читает максимум 28% слов; а вероятнее 20%». Зависимость количества текста, который готов прочитать пользователь от количества слов на странице

    На графике видно, как меняется максимальное количество текста, который готов прочитать пользователь, в зависимости от количества слов на странице

  • По мере того, как растёт скорость жизни, средняя продолжительность концентрации внимания падает.
  • Исследования (как, наверное, и ваш личный опыт) показывают, что чем дольше длится занятие, тем меньше информации мы усваиваем. Другими словами, мозгу нужны перерывы.
  • Наша память избирательна — и это хорошо. Каждый день мы получаем огромное количество зрительных, слуховых и информационных стимулов. Чтобы избежать перегрузки, наш мозг игнорирует большую часть информационного шума и фокусируется на том, что важно (в практическом смысле) или увлекательно. Вы помните, что надевали на работу 33 дня назад? А что ели на обед? Конечно нет. Или наверняка у вас бывало такое, что, прочитав параграф текста, вы не уловили ни слова? У всех бывало. Хорошо, допустим нам совсем ни к чему запоминать каждый наряд и прием пиши, но читаем-то мы как правило внимательно, с целью понять и усвоить информацию. И все же наш мозг не всегда послушен нашим желаниями.

К чему все вышесказанное? Да к тому, что микрообучение — здорово решает все эти проблемы. Оно занимает меньше времени, дает важную и полезную информацию и, скорее всего, закончится прежде, чем нас что-то отвлечет.

И если информация в микрокурсе правильно сформулирована и подана — она усваивается лучше, чем при обычном обучении.

Итак, мы выяснили, что краткость — это сила. Но насколько коротким должен быть микрокурс? Здесь главное — не перегибать. Шенон утверждает, что «микрокурс должен быть длинным, насколько это необходимо, и коротким, насколько это возможно. Все по ситуации».

Рассчитайте, сколько должен длиться курс, чтобы учащийся получил всю нужную информацию, не потерял интерес и не перенапрягся?

Часто можно встретить ограничение в 3 минуты. С другой стороны, если ваше видео интересное и полезное, оно может длиться и 12 минут — главное убедите всю воду.

Шеннон упоминает исследование от BBС, которое выявило, что 94% учащихся предпочитают микрокурсы продолжительностью до 10 минут.

Вывод можно сделать такой: время — ресурс, который каждый день растет в цене, поэтому нужно использовать его с умом.

Миф 2. Для микрообучения нужны продвинутые технологии

Все нужные технологии в ваших руках. Буквально. Я говорю о смартфоне. Ушли те дни, когда для записи видео нужно было снимать студию, покупать дорогое оборудование и осваивать сложные профессиональные программы.

И хотя сегодня в нашем распоряжении множество удобных компьютерных программ для создания курсов, можно спокойно обойтись и технологиями, которые у нас «в руках».

В наше время, когда популярность набирает удаленное обучение и даже работа — любительское качество видео считается вполне приемлемым. Мы скорее выключим ролик с ужасным звуком — а картинка играет не такую важную роль.

Перфекционизм в микрообучении — контрпродуктивен. Главное — дать нужную информацию в нужный момент и с правильной подачей, чтобы материал усваивался. Шеннон подчеркивает, что тот же пользовательский контент (user-generated content), редко бывает профессиональным. Да это и не нужно.

Пользовательский контент (user-generated content), редко бывает профессиональным. Да это и не нужно. — Шеннон Типтон

Когда сотрудник ищет информацию и находит её — ему уже не важно, что камера подрагивает или фотография не студийная. Так что не отвергайте идею пользовательского контента. Спросите себя:

  • Этот контент решает задачу?
  • Информация точная?

Если у вас есть сомнения относительно точности информации, обратитесь к автору. Конечно, если автор контента — эксперт в своей области — просто подготовил материал на ходу — скорее всего информация точная и стоящая.

Миф 3. Микрокурсы легко создавать

Создание контента требует времени и сил. И хотя микрокурсы по определению меньше традиционных курсов, совсем не обязательно, что их будет проще создать — и вот почему:

  • Редактура текста порой занимает больше времени, чем его написание;
  • Оформить инфографику может быть дольше и сложнее, чем накидать прототип на уровне задумки;
  • Процесс монтажа видео тоже зачастую идет дольше, чем процесс съемок;
  • На редактирование голоса уходит в 3-5 раз больше времени, чем непосредственно на запись.

Так что да, дьявол кроется в деталях. Даже в микрообучении.

Помните, что процесс создания полезного контента требует тщательного планирования и правильного подхода к представлению информации. Материал нужно выстроить в понятную траекторию, у которой есть начало, середина и конец. Шеннон Типтон сформулировала это так:

«Микрокурс — как небольшое путешествие в тему. В нем должна быть единая история, которая сопровождает учащегося от точки к точке и ведет к развязке — применению полученных знаний на практике. Единая структура курса так же важна, как его актуальность и контекст».

При этом ваши учебные модули должны быть короткими — ведь это микрообучение, здесь нет места лирическим отступлениям. Информация нужна сотруднику «точно в срок» — чтобы решить конкретную рабочую задачу.

Миф 4. Микрообучение — это хайп

Хайп — это краткосрочный тренд, который вызывает всеобщий ажиотаж. Давайте разберемся, можно ли назвать микрообучение хайпом?

Формально микрообучение появилось в 90-х годах, хотя некоторые источники утверждают, что впервые этот термин использовал в 1963 году Гектор Корреа в своей работе «Экономика человеческих ресурсов». С другой стороны, концепция обучения небольшими порциями является, по сути, неотъемлемой частью эволюционного процесса и сопровождает человека на протяжении тысячелетий.

Сегодня микрообучение вышло на новый виток популярности — ведь оно очень эффективно работает в контексте нашего ритма жизни. Мы привыкли потреблять информацию на ходу: изучать инструкции с экрана телефона, получать мгновенные ответы на вопросы в чате.

Если учесть еще и то, что скорость жизни постоянно растет и не думает замедляться (разве что вы целиком откажетесь от технологий — что вряд ли), микрообучение будет актуально еще долгие годы.

Миф 5. Микрокурсы — это просто кусочки полного курса

В обучении есть такой прием — chunking, то есть деление на кусочки. Этот прием используют, что снизить когнитивную нагрузку на учащегося: изучив один кусочек, он может сделать перерыв и отдохнуть.

Разбив полный учебный курс на кусочки, мы получим разрозненные порции информации, которые сложно использовать в отрыве от общей траектории. Это как главы в книге или в инструкции: чтобы понять смысл, нужно читать последовательно и целиком. Микрокурсы же — это самостоятельные блоки контента, причем в основе каждого лежит конкретная цель и задача.

Вспомним определение микрообучение, которое мы дали в самом начале: «информация в микрокурсах очень конкретная, заточенная под определенную тему…»

При этом деление крупных курсов на кусочки — тоже эффективный метод, который помогает снизить когнитивную нагрузку; но это не микрообучение.

Деление на порции и микрообучение

Миф 6. Микрообучение подходит на все случаи жизни

Микрообучение — это не панацея. Оно хорошо подходит для поддержки сотрудников на рабочем месте: в конкретный момент и под конкретную задачу. Микрокурсы можно рассортировать по категориям и отправлять по запросу.

В то же время микрообучение не дает обширных знаний. Для этого лучше использовать полноценные онлайн или офлайн курсы, в которых можно изложить весь объем информации по теме.

Если тема курса может звучать абстрактно, например «Курс по продажам», но темы микрокурсов будут гораздо конкретнее — «Какие формулировки использовать при закрытии сделки» или «Как подготовиться к выступлению на встрече». Учащийся сам определяет, какие темы ему интересны и в каком порядке изучать материал.

Подводя итог, микрокурсы — это быстродействующее средство, но не волшебная таблетка на все случаи жизни.

Миф 7. Микрокурсы — это видеоролики

Шеннон упоминает простое правило: «Сначала контент, потом формат»

Видеоформат действительно хорошо работает в микрообучении, но это не повод исключить остальные типы контента: чек-листы, часто задаваемые вопросы, тесты.

Суть в том, чтобы создавать полезные материалы, которые решают задачу.

Шеннон советует использовать типы контента, которые не требуют больших технических вложений: карточки, памятки, деревья решений, инфографику, чек-листы. Вот несколько аргументов в пользу разнообразного контента:

  • Инфографика представляет информацию в приятном и удобном для изучения виде.
  • Аудиозаписи мозговых штурмов и командных сессий впоследствии можно использовать как учебные материалы
  • Деревья решений здорово помогают принимать взвешенные решения.

Иногда видеоформат подходит лучше всего — например, для инструкции-памятки по управлению автопогрузчиком. Кстати, это вполне может быть пользовательский контент — скажем, видео, снятое работником склада. А вот памятку для бухгалтера скорее всего лучше оформить как текстовый документ. Продажникам можно предложить материал в формате чек-листа или инфографики — например, список документов, которые нужно переслать клиенту. Аудиолекции тоже имеют свои преимущества: их можно слушать в дороге или на пробежке.

Как видите, все зависит от ситуации. Сначала контент, потом формат.

Заключение

Микрообучение — это про скорость и эффективность. Его задача — помогать сотрудникам быстро решать проблемы и качественно выполнять свои функции на рабочем месте. В этом статье мы развенчали 7 мифов о микрообучении. Теперь, когда у вас есть четкое понимание, что такое микрообучение, почему бы не создать ваш первый микрокурс?

iSpring Suite

Быстрый конструктор курсов и тестов

Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.

Fast course authoring toolkit
 
iSpring Learn
Быстрый запуск онлайн‑обучения в бизнесе за 3 простых шага
  • Создайте аккаунт
  • Загрузите учебные материалы
  • Назначьте курсы сотрудникам