image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml image/svg+xml

Узнайте, как использовать модульный принцип обучения при создании программ для руководителей медицинских организаций, — опыт ЦНИИОИЗ

Кейс взят со стороннего сайта. Перейти на источник

Ещё 5–10 лет назад предприятия и организации в основном обучали сотрудников офлайн. Персонал собирали на очные тренинги, лекции, или преподаватели ездили по филиалам по стране. Такой формат был не всегда удобен. Например, часто не могли приехать на обучение специалисты из отдалённых регионов.

С похожей проблемой столкнулись и в Центральном научно-исследовательском институте организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ).

Как создавать обучающие программы для такой аудитории? Какие форматы лучше работают? Об этом мы поговорили с Юлией Ковшириной, начальником отдела образования ЦНИИОИЗ.

Справка:

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России более 30 лет курирует и развивает различные направления организации здравоохранения. Институт собрал ведущих экспертов по вопросам кадровой политики, финансов и экономики, цифровой трансформации отрасли здравоохранения. Одна из задач учреждения — обучение управленцев в сфере здравоохранения.

Юлия Ковширина, кандидат медицинских наук, начальник управления по организации научно-практических и образовательных мероприятий ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России

— Основная целевая аудитория ваших программ — руководители в сфере здравоохранения. В чём особенности обучения этой категории слушателей?

С одной стороны, у наших слушателей дефицит времени на обучение. С другой — они должны владеть актуальной информацией и успевать совершенствовать управленческие компетенции. Этого можно добиться, если использовать электронное обучение. При этом слушатели требовательны и не станут тратить много времени, чтобы разбираться в интерфейсе обучающей платформы. Поэтому наша задача — сделать образовательные ресурсы института удобными и доступными, оперативно актуализировать контент.

Например, в мае 2023 года внесли изменения в законодательство по вопросам оказания платных медицинских услуг, которые вступали в силу с 1 сентября 2023 года. Нам нужно было быстро подготовить программу, чтобы главные врачи на местах своевременно могли внедрить необходимые изменения.

— Почему вы решили перейти на онлайн-формат? Ведь ещё пять-шесть лет назад институт предлагал только очное обучение.

Было несколько причин. Во-первых, эксперты, которые разрабатывают программы дополнительного профессионального образования, — востребованные специалисты. Бывает очень сложно согласовать их плотный график и образовательный процесс. Поэтому мы стали создавать видеолекции, которые проще встроить в график преподавателя.

Во-вторых, 11 часовых поясов — это не шутка, а слушатели — люди занятые. Поэтому асинхронное обучение становится более востребованным. Да и поездки в Москву удобны и доступны не каждому руководителю, а актуальные знания важны для всех.

В результате мы начали переводить наши программы в цифровой формат. Сейчас предлагаем больше 15 траекторий, в основном в смешанном формате — очно-заочное обучение.

Хочу отметить, что онлайн-обучение не отменяет очное обучение, а лишь дополняет его.

— Что нужно учесть при выборе платформы, чтобы вам было комфортно создавать программы, а слушателям — их проходить?

Опыт работы в образовании убедил, что в первую очередь важен понятный и удобный интерфейс. Также хорошо, если на платформе много инструментов, которые можно использовать при разработке программ. Например, мы остановились на таких типах учебных материалов: лонгриды, тестовые задания, аудио- и видеолекции.
Планируем внедрять диалоговые тренажёры, но отказываться от формата видео- и аудиолекций не будем. Они удобны для главных врачей: посмотреть или послушать лекцию можно по дороге на работу.

— Вы работали на одной онлайн-платформе, но пару лет назад перешли на iSpring Learn. А почему вообще решили сменить LMS  (от англ. Learning Management System, система управления обучением) и по каким критериям выбирали новую платформу?

У нас стояла бесплатная версия прежней LMS, и, честно скажу, работать с ней было сложно. Например, чтобы добавить в урок фотографию, можно было потратить пару часов: постоянно что-то не загружалось или изображение «съезжало». Кроме того, у платформы нет техподдержки, поэтому искать ответы на вопросы приходилось самостоятельно.

Мы серьёзно подошли к делу и сравнили несколько вариантов платформ, которые нам доступны. Выбирали по нескольким критериям: удобство интерфейса для создателей курсов и слушателей, возможности платформы, стоимость подписки. В результате остановились на LMS от iSpring.

Так выглядит вход в учётную запись на платформе iSpring

Так выглядит вход в учётную запись на платформе iSpring — минималистично и приятно

— Сложно ли вам было разобраться в новой LMS?

И с LMS, и с другими сервисами iSpring разобралась легко. Например, я создаю программы в конструкторе iSpring Suite — это надстройка для Microsoft PowerPoint, поэтому у сервиса интуитивно понятный интерфейс.
Я посмотрела пару обучающих роликов и начала разбираться в сервисе на практике. Как-то просидела на работе до девяти вечера и не заметила — настолько увлекательно было пробовать разные инструменты. Возможно, это субъективно, потому что мне просто нравится делать презентации — для своих лекций я всегда оформляю их сама. Но главное, что разобраться с программой может человек без специального образования и знаний, например, как я.

— А какие ещё плюсы отметили за время работы с iSpring?

Во-первых, создавать программы стало удобнее и быстрее. В конструкторе ничего не слетает, все изображения, видео или тесты загружаются как надо. Есть возможность для творчества. Если на старой платформе я готовила обучающие материалы по несколько дней, то в iSpring справляюсь за несколько часов.

Во-вторых, у сервиса есть техподдержка: тебя не оставляют с платформой один на один, сотрудники отвечают моментально. Видно, что клиентоориентированность — это не модный термин, а реальный стиль работы специалистов iSpring.

— Некоторые программы ЦНИИОИЗ предполагают и дистанционное, и очное обучение. Почему решили выбрать такой формат?

На мой взгляд, онлайн-формат идеален, чтобы изучать теорию. Его мы используем для обучения врачей-статистиков, методистов и специалистов медицинских информационно-аналитических центров. Но руководителям — главным врачам и служащим министерств — важно встречаться face to face, чтобы делиться опытом. К тому же каждому врачу нужны не только знания, но и навыки общения с пациентами и командной работы, а ещё умения решать конфликты.

Я считаю, медицинское образование должно быть практико-ориентированным. Именно поэтому мы реализовали смешанный подход. Часть материала слушатели изучают на платформе iSpring Learn. Также в рамках программ дополнительного образования они могут посещать очные семинары и конференции. Мероприятия записываем на видео и выкладываем на платформу. Если у кого-то не получилось приехать, можно посмотреть запись и задать вопросы экспертам.

Чтобы слушателям было проще воспринимать информацию, видеолекции сопровождают наглядными презентациями

Чтобы слушателям было проще воспринимать информацию, видеолекции сопровождают наглядными презентациями

— У вас есть необычная программа — «Школа главного врача». Она состоит из модулей, которые можно покупать отдельно. Почему вы решили использовать такой формат?
Сегодня главные врачи — это специалисты разного возраста и с разным опытом руководящей работы. Естественно, компетенции у всех различаются.

Например, один руководитель глубоко погружен в вопросы закупок, но у него проблемы с правильной коммуникацией при конфликтных ситуациях с пациентами. Другой руководитель с развитым эмоциональным интеллектом, но у него недостаточно знаний и опыта по правовым рискам. Поэтому каждому необходимо выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию, подбирать те темы, по которым требуется прокачать компетенции.

Нам удалось реализовать эту идею с помощью инструментов iSpring. «Школа главного врача» — это объёмная программа, которая состоит из 17 модулей по 36 академических часов. Она рассчитана на действующих и будущих руководителей медицинских организаций. Модули посвящены разным вопросам: деловые коммуникации, финансы и экономика в здравоохранении, бизнес-процессы в медицинских организациях, управление на основе данных и другие.

Программа Школа главного врача разделена на модули

Программа «Школа главного врача» разделена на модули. Слушатель может выбрать любые и изучать то, что ему действительно необходимо

Платформа для онлайн-обучения персонала Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑ обучения за 1 день. Поставит на автопилот развитие сотрудников. Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
devices devices
photo
Платформа для онлайн-обучения персонала
Подробнее