Малкольм Ноулз считается основателем андрагогики – обучения взрослых. Его теории прекрасно адаптируются к понятиям e-Learning. В этой статье мы расскажем о принципах андрагогики и о том, как их можно применить к разработке электронных курсов.

Обучение взрослых

Ноулз сделал пять предположений о характеристиках взрослых обучающихся, которые отличают их от детей:

  1.  Самооценка. Взрослые более независимы, чем дети, и могут самостоятельно «направить» свое поведение в сторону самоконтроля и ответственности. Как применить это к eLearning? Лучше всего сделать обучение ненавязчивым и обеспечить слушателей курса руководством и поддержкой. В рамках среды e-Learning автор курса может направлять студента и предоставить ему все нужные ресурсы. В то же время обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно открывать для себя большую часть новой информации и применять ее в зависимости от своих образовательных потребностей.
  2. Опыт взрослых учащихся.  У взрослых есть определенный багаж опыта и памяти, на который они могут опираться в процессе обучения.  Как применить это к e-Learning? Прежде чем разрабатывать электронный курс, обязательно нужно составить четкое представление об опыте учеников и их текущих потребностях. Обучение взрослых, как правило, является более целенаправленным, чем обучение детей. Поэтому для того, чтобы курс признали полезным, очень важно использовать конкретный опыт, чтобы показать, какое отношение учебный материал имеет к ученику. Это предположение включает в себя все принципы андрагогики.
  3. Готовность учиться. Взрослые с большей готовностью будут изучать материалы, ориентированные на решение конкретных задач и непосредственно связанные с профессиональным и социальным развитием. Как применить это к e-Learning? Если вы создадите в рамках e-Learning курса среду, которая  имеет прямое отношение к социальному и профессиональному развитию слушателей, они будут охотнее принимать участие в обучении. Если обучающиеся увидят общественную пользу курса, их вовлеченность будет выше. Обучение, ориентированное на цели, – это не только изучение новых задач, но и социальное взаимодействие, групповое обучение, экспертные оценки и т.д.
  4. Ориентация на обучение. Взрослые смотрят на обучение по-другому: они более сконцентрированы на срочной необходимости в знаниях, а не на более длительном применении.  Образовательные потребности взрослых людей ориентированы скорее на конкретные задачи, чем на предмет в целом. Примеры? Ребенок изучает алгебру; взрослый же может изучать область применения определенного типа уравнений, чтобы решить финансовый вопрос. Как применить это к e-Learning? Чтобы обеспечить вовлеченность слушателей курса, убедитесь, что они с самого начала понимают, чем учебный модуль будет полезен именно для их ситуации. Лучше всего работают конкретные примеры из реальной жизни, созданные специально для студентов или организации, в которой они работают.
  5. Мотивация к обучению. В то время как большинство детей имеют внешнюю мотивацию к обучению (учителя, родители и т.д.), большая часть взрослых, как правило, настроены на результат и имеют свою мотивацию. Как применить это к e-Learning? Если обучающийся знает, зачем он проходит онлайн-курс и когда он сможет применить полученные знания на практике, завладеть его внутренней мотивацией легко. В противном случае вполне вероятно, что слушатели курса спросят, зачем вообще проходить обучение.

Ноулз учел эти пять предположений и выдвинул четыре принципа андрагогики. Эти принципы помогут понять, что нужно для успешной организации обучения взрослых, в том числе и дистанционного:

  1. Взрослые должны участвовать в разработке плана обучения.
  2. В основе обучения должен лежать опыт обучающихся, который включает в себя как взлеты, так и падения.
  3. Чтобы учебные модули были эффективными, слушатели должны иметь возможность сразу же применить знания в работе или в жизни.
  4. Материал для изучения должен быть ориентирован на конкретные задачи, а не на обобщенную тему.

Теория андрагогики Ноулза играет важную роль в обучении: она четко обозначает разницу между образовательными характеристиками детей и взрослых и будет особенно полезна авторам материалов e-Learning.

Следует ли ваш электронный курс этим принципам? Есть ли у вас личные правила электронного обучения взрослых? Поделитесь опытом в комментариях! 

Статья является переводом материала http://www.ispringsolutions.com/blog/what-does-malcolm-knowles-know-about-adult-learning-theory

Редактор статьи: