Вы читаете перевод статьи “Five Myths About Classroom Technology (And What To Do, Instead)” Ребекки Рекко, учителя искусств в начальной школе в Западной Вирджинии.

Технологии сейчас везде. Гаджеты и приложения наводнили рынок, школы заполнены новенькими интерактивными устройствами. Чтобы обеспечить свои классы цифровыми технологиями, учителя региональных школ — ввиду ограниченных средств — обращаются к коллективному финансированию.

Неужели технологии — это панацея, которую мы все искали? Нет — но они могут помочь.

Неужели технологии — это панацея, которую мы все искали? Нет — но они могут помочь. Давайте рассмотрим пять распространенных мифов о технологиях в образовании и подумаем, как использовать эти технологии с максимальной пользой для студентов.

Миф №1: «Технологии решат все проблемы: и ваши, и ваших студентов»

Ну… не совсем. Технологии в классе — это просто инструмент, как молоток. Молоток — вещь очень и очень нужная. Если мы начнем исследовать процессы применения молотка, то, вероятно, сможем доказать, что молоток — самый полезный и эффективный из всех домашних инструментов. Но это не значит, что он подходит для любой работы. Вам же не нужен молоток, чтобы поменять лампочку. Есть и куча других работ, для которых нужны специализированные инструменты.

Точно так же, образовательные технологии подходят не для каждой учебной задачи. В некоторых случаях технологии на уроке не просто не нужны — они могут помешать процессу обучения.

Рекомендация: Когда планируете урок, подумайте — помогут ли технологии улучшить процесс обучения? К примеру, рисование на айпаде не заменит вашим ученикам опыта настоящего рисования. Но если вы нарисуете картину темперными красками, а потом (при помощи айпада и зеленого фона) сделаете фотографию ученика на фоне его картины — вот это будет правильным применением технологий.

Миф №2: «Технологии опасны и нужно ограничить к ним доступ»

Да, технологии опасны — как и большинство инструментов. Опасность кроется в неправильном их выборе и в использовании не по назначению.

Вполне разумно частично ограничить доступ к технологиям. Вы же не дадите ребенку весь свой ящик с инструментами? Здесь то же самое: не нужно показывать студентам все технологии — по крайней мере без правильной подготовки. Тем не менее, у учеников есть доступ к большинству технологий дома — и это очень часто вызывает проблемы в школе.

Да, технологии опасны — как и большинство инструментов. Опасность кроется в неправильном их выборе и в использовании не по назначению.

Конечно, можно строго ограничить доступ к определенным сайтам из школы, но это не решит проблемы: после школы ученики смогут просматривать нежелательный контент из дома. Кроме того, когда доступ в интернет в школе частично ограничен, учителя тоже не могут в полной мере пользоваться нужными ресурсами. Из-за этого может страдать учебный процесс.

Рекомендация: Вместо того, чтобы ограничивать доступ, нужно научить школьников быть «цифровыми гражданами» (digital citizens), чтобы они могли успешно и безопасно пользоваться интернетом и в школе, и дома.

Администрация школы должна показать учителям, как правильно контролировать использование интернета, а также предоставить инструменты и привилегии, которые облегчат процесс контроля. Можно выборочно ограничить доступ в интернет, если какие-то учителя или ученики используют его не по назначению. Но не стоит лишать добросовестных пользователей доступа к ценной информации.

Миф №3: «Ученики преуспевают благодаря технологиям — об этом говорят цифры!»

В ходе использования технологий накапливается КУЧА информации. Часто бывает, что само количество информации заставляет нас думать, что студенты достигают определенных результатов. Но каких именно результатов?

Регионы тратят тысячи долларов на приложения и проекты для оценки результатов учащихся, а школы тратят время на сбор информации и повышение (хочется надеяться) результатов тестов. Все это здорово, но многие учителя используют технологии не лучшим образом: работают на самой низкой ступени SAMR-модели (то есть используют технологии недостаточно эффективно — прим. перев.), или применяют методы drill-and-kill (бесконечное прорешивание однообразных тестов).

Рекомендация: Студенты эффективно учатся и применяют мышление высокого уровня в те моменты, когда создают что-то для других. Вовлекайте студентов в творческое обучение, и они будут применять технологии для создания и изучения, а не ради баллов и значков. Для начала, посмотрите сайт challengebasedlearning.org — там студенты могут потренироваться решать реальные проблемы своими силами и с помощью домочадцев, одноклассников и знакомых.

Миф №4: «Образовательные игры улучшают результаты учеников»

Многие образовательные игры сводятся к тому, что ученикам нужно «угадать ответ» или «указать и нажать» — а это совершенно не располагает к творческому изучению.

Скажу вам прямо: я люблю игры. Черт, да один из моих любимых проектов в этом году был о Minecraft и Фрэнке Ллойде Райте. Проект был настолько крутым, что мои ученики до сих пор обсуждают важные архитектурные элементы в школе. И, кстати, это ученики 3-5 классов! Удивительно! Но подождите. Многие образовательные игры сводятся к тому, что ученикам нужно «угадать ответ» или «указать и нажать» — а это совершенно не располагает к творческому изучению. Такие игры популярны — ведь их просто создать и применять в классе. Данные, полученные в ходе игры, якобы предсказывают результаты тестов, и их можно использовать для оценки эффективности учителя. Но учатся ли студенты, играя в эти игры?

Рекомендация: Подбирайте игры, в которых ученики смогут что-то создать — например, Minecraft или Pictoboldo. А еще лучше, ищите игры, в которых ученики смогут сами создавать игры для обучения других.

Миф №5: «Обучение с использованием технологий менее глубокое, чем традиционное»

Все знают этот миф о детях-зомби, которые таращатся в экран с открытыми ртами и кликают. Да — это последствия технологий, но это также симптом неправильного их использования. Если учитель правильно применяет технологии в классе, то студенты будут работать совместно и обмениваться знаниями, а не таращиться и пускать слюну.

Рекомендация: Технологии дают ученикам возможность выйти в огромный мир и исследовать то, что невозможно сделать в рамках традиционного класса. Пригласите учеников на экскурсию в замок Алник, в Тадж-Махал, на пирамиды в Гизе при помощи Google Maps. Или предложите им дать «прямой» репортаж из этих мест — это можно сделать при помощи зеленого задника и программы DoInk Green Screen.

Вывод такой: технологиям, как и любому другому инструменту, можно найти и хорошее, и плохое применение. Самый качественный учебный опыт ваши студенты получают в процессе творчества, исследования и обмена знаниями. Учитывайте это при выборе нового приложения или устройства — и ваши старания будут вознаграждены высокими результатами студентов.

Редактор статьи:

  • Mila Nikolaeva

    я, работая преподавателем информатики, на практике столкнулась со всеми, изложенными здесь 2 Мифами» и для себя сделала практические выводы, настолько правдивые, что никто меня в них уже не разуверит