24 марта в Москве прошла II конференция «Стратегия обучения персонала — 2017». В ней участвовали компании из России, Украины и Казахстана. Среди них — PwC, Сoca-Cola, Microsoft, Центробанк, Альфа-Банк и другие.

В программе было 10 докладов. Спикеры поделились опытом развития сотрудников и рассказали о методиках, которые позволяют сделать учебный процесс эффективнее.

Мы подготовили для вас краткий обзор конференции и собрали тезисы выступлений.

Система обучения в компании с разветвленной сетью филиалов

Главной задачей была реорганизация системы обучения для всех подразделений компании.

Руслан Тарусин (ГК «Автомир»/Автодилерская компания)

Руслан Тарусин
(ГК «Автомир»/Автодилерская компания)

Всего в ГК «Автомир» 48 автосалонов в России и Казахстане. Общая численность сотрудников — более 5 500 человек.

По мнению компании, эффективная система обучения должна быть прагматичной, комплексной, практичной и гибкой. В первую очередь важно обучать сотрудников тому, что непосредственно нужно бизнесу и затачивать элементы системы обучения под потребности организации. Большую роль также играет системное объединение знаний и навыков и применение инструментов на практике.

Руслан привел рекомендации, как построить систему обучения сотрудников согласно этим принципам:

  1. Определите заказчиков обучения от бизнеса — бизнес-штабы по функциональным направлениям.
  2. Определите, нужно ли учить персонал. Если нужно — то кого и чему.
  3. Проведите аудит учебных программ.
  4. Уберите все ненужное, внесите корректировки в программы обучения согласно запросам бизнеса. При необходимости разработайте новые программы обучения.
  5. Продумайте расписание занятий, сформируйте целевые группы обучающихся.
  6. Разбейте программу обучения на модули.

Способы оптимизировать затраты на обучение сотрудников

Елена Смолина (АЛИДИ/Логистика)

Елена Смолина
(АЛИДИ/Логистика)

Сократить расходы на развитие персонала помогло создание единого HR-центра внутри компании. А внедрение микромодульных курсов ускорило процесс обучения — так сотрудники смогли прокачивать навыки без отрыва от рабочих задач.
За год компания вдвое сократила штат своего обучающего центра. При этом стоимость одного учебного мероприятия снизилась с 30 000 до 2 500 рублей, а количество обученных сотрудников возросло с 900 до 3 000 человек.

Разработка курсов самими сотрудниками повысила эффективность обучения

В компании активно практикуется ротация кадров и система наставничества. При таком подходе коллеги постоянно обмениваются опытом и делятся полученными знаниями.

Екатерина Шанаева (CORSOCOMO/Интернет-магазин)

Екатерина Шанаева (CORSOCOMO/
Интернет-магазин)

При создании курсов компания уделяет внимание следующим моментам:

  1. Минимум теории, максимум практических заданий.
  2. Принцип «просто о важном» а также использование алгоритмов и схем позволяет избежать информационной перегрузки.
  3. В курсе активно используются интерактивные элементы: диалоги, видеофрагменты, тесты и элементы геймификации.

«В обучении мы используем принцип LEGO — всё нужно делать пошагово, чтобы получить определенный результат. Условно это работает так: прошел один курс — повысил свой статус в компании».

Инструменты iSpring помогают CORSOCOMO рассказывать просто о сложном и делать курсы «вкусными» и интересными.
К разработке обучающих материалов CORSOCOMO начали привлекать самих сотрудников, что дало большой эмоциональных отклик и повысило вовлеченность.

Почему «220 Вольт» выбрали дистанционный формат обучения

В компании стояла задача в короткие сроки разработать программу обучения так, чтобы сотрудники прокачивали и знания продукта, и навыки продаж.

Алина Матвеева (ГК «220-Вольт»/Продажа товаров)

Алина Матвеева
(ГК «220 Вольт»/Продажа товаров)

По опыту «220 Вольт», привлечение сторонних подрядчиков для создания курсов замедляет процесс подготовки обучающих программ за счёт долгих этапов согласования.
Проблему решило создание курсов внутренними силами. Сотрудники самостоятельно разрабатывают продуктовые, навыковые и софтовые обучающие микромодули. Это значительно ускоряет внедрение курсов на практике.

В качестве примера подобного курса Алина показала диалоговый тренажёр, разработанный в iSpring.

Типичные ошибки обучения сотрудников в российских компаниях

В процессе мониторинга рынка труда, проведенного Советом по профессиональным квалификациям в области управления персоналом в 2016 году, был выявлен ряд ошибок обучения сотрудников.

Валентина Митрофанова (НОЧУ ДПО «Институт профессионального кадровика»/Дополнительное образование)

Валентина Митрофанова
(НОЧУ ДПО «Институт профессионального кадровика»/Дополнительное образование)

Ошибка №1. Слабая зависимость программы обучения от стратегических целей компании — сотрудники прокачивают те навыки, которые не нужны их руководству.

Ошибка №2. Неумение выбрать отделы компании, сотрудников которых нужно обучить в первую очередь.

Ошибка №3. Не продумано, как измерить результат обучения.

Ошибка №4. Оценивая бизнес-тренера по критериям «понравился/не понравился», «веселый/скучный», обучающиеся превращают его в фигляра, главная цель которого — развлечь свою аудиторию, а не обучить ее.

Ошибка №5. Слабая правовая защищенность работодателя. Ее предотвратит заключение соглашений с сотрудниками, которые прошли обучение. По условиям соглашения они будут обязаны вернуть деньги, если не отработали определенный срок.

Рекомендации по созданию микромодульных программ

Ирина Соколова (ОАО Альфа-Банк/Финансы)

Ирина Соколова
(ОАО Альфа-Банк/Финансы)

Каждый месяц в компании разрабатывают 5 новых обучающих программ для бизнеса. Они короткие, и пройти их сотрудники могут в любое свободное время.

Кроме того, в компании регулярно проводят мастер-классы для сотрудников в выходные. Они представляют собой не скучные лекции, а уроки с элементами геймификации. Одна из фишек такого формата в том, что сотрудники могут привести своих друзей или родственников, чтобы приятно провести время. Это служит очень сильной мотивацией.

Модель обучения в HRmaps: 4 ключевых формата

Жанна Нечаева (HRmaps/IT-решения в сфере HR)

Жанна Нечаева
(HRmaps/IT-решения в сфере HR)

При выборе инструмента для обучения важно ориентироваться на конечного пользователя — того, кто будет проходить курс.

Обучение сотрудников должно быть сбалансированным. Очное обучение, самообучение, дистанционное обучение, сопровождение (менторство) — сочетая такие форматы, можно оптимизировать учебный процесс и повысить его эффективность.

Кроме того, сотрудники должны четко понимать для чего это, куда они могут расти, тогда они охотно будут развиваться.

Многоуровневая обучающая онлайн-среда в Microsoft

Сегодня работа сотрудников отдела подготовки персонала в Microsoft — это уже не организация тренингов. Теперь их задача — создать экосистему, в которой происходит постоянное самообучение и всестороннее развитие сотрудников. Поэтому в компании постепенно сформировали многоуровневую обучающую среду.

Ксения Плетнер (Microsoft/Программное обеспечение)

Ксения Плетнер
(Microsoft/Программное обеспечение)

Все сотрудники Microsoft проводят много времени в онлайн-среде. Задача компании — наладить фильтрацию информации, повысить ее релевантность и таким образом сократить время на поиск статьи.

Контролировать все публикации на внутреннем портале вручную невозможно, а значит наполнение должно происходить внутри компании самими сотрудниками. Поэтому в Microsoft широкий круг издателей. Тысячи экспертов из всех подразделений компании со всего мира каждый месяц вносят свой вклад — они курируют наполнение базы контентом и архивируют устаревшие статьи.

Сейчас в базе знаний 25 информационных узлов по основным продуктовым направлениям. Есть блок топовых статей для всех специалистов, который проходит десятки проверок.

Стратегия развития лидерских навыков

Рада Морозова (Coca-Cola HBC Россия/Производство)

Рада Морозова
(Coca-Cola

HBC Россия/

Производство)

В компании более 10 000 сотрудников в 1 000 офисов. Отдельное внимание уделяют сотрудникам на руководящих должностях и их преемникам. Это около 3 000 человек, для которых составляются индивидуальные планы. В этом случае развиваются не только профессиональные навыки, но и лидерские качества, которые важны для эффективного управления командой.

Ежегодно в январе и феврале компания проводит форумы по развитию персонала, на которых оценивают результативность руководителей и их преемников за прошедший год, определяют их сильные стороны и области, которые требуют улучшения. На основе этих оценок становится понятно, где именно нужно скорректировать индивидуальные программы развития.

3 простых стратегии успешного e-Learning

Руководитель проектов iSpring Роман Торгашинов рассказал, как именно наши инструменты помогают клиентам, куда движется рынок электронного обучения и какие преимущества и подводные камни есть у трех простых стратегий e-Learning: микрообучения, использования облачных технологий и фокуса на обучающем контенте.

Мы участвовали в мероприятии второй год подряд. В этом году представили самую свежую версию редактора курсов, тестов, диалоговых тренажеров и интерактивностей iSpring Suite 8.7, а также новый продукт — библиотеку контента. Наша команда пообщалась с клиентами, собрала позитивные отзывы и предложения по развитию продуктов.

Подробности выступлений вы можете узнать из подборки презентаций с аудиозаписями докладов.

Редактор статьи: