Михай Зичи. Бал в концертном зале Зимнего дворца

Об опыте создания учебных материалов в iSpring рассказал Анатолий Тряпельников, кандидат педагогических наук, доцент (методист) кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. Анатолий Викторович разрабатывает мультимедиа-контент для обучения русскому языку и специализируется на интеграции педагогических и информационных технологий.

— Расскажите о своем опыте работы с технологиями. Как вы начинали создавать электронные учебные материалы?

Tryapelnikov

Анатолий Тряпельников, кандидат педагогических наук, доцент РУДН

Я учитель русского языка и литературы, работаю в сфере обучения русскому языку иностранцев. И так сложилось, что в свое (ещё советское) время получил два образования, одно из них филологическое, а другое — радиотехническое. Понятно, что все, что связано с историей развития технологий (в частности, теперь в фокусе внимания – информационные технологии), меня всегда очень интересовало. Я с удовольствием отслеживаю новости, работаю с интернетом.

В 1985 году у нас на кафедре появился первый компьютер БК (бытовой компьютер) — из семейства советских 16-разрядных домашних и учебных ЭВМ, совместимых по системе команд и частично по архитектуре с СМ ЭВМ. Это был первый компьютер, на котором я начал создавать обучающие программы и презентации как средства обучения.

Можно сказать, я не только теоретически, но и на практике оказался включенным в историю работы с компьютерными технологиями в обучении русскому языку — от начала и до сегодняшнего дня.

Когда появились системы дистанционного обучения, их нужно было наполнять курсами, учебными материалами. Было много курсов, которые я сделал в Moodle. Эта система мне очень нравится, но она довольно сложна для преподавателя, поскольку требует технической подготовки пользователя. Если же преподаватель далек от техники — разобраться c Moodle будет достаточно трудно.

По сравнению с другими системами iSpring ушел вперед в плане простоты для преподавателя и при этом открывает много возможностей для работы.

— Как инструменты iSpring помогают в обучении русскому языку с точки зрения методики?

Знание истории эволюционного и революционного развития технических средств обучения русскому языку, педагогических и информационных технологий, а также полученные результаты исследований привели меня к значимым выводам и новым понятиям в компьютерной лингводидактике: в современной образовательной среде, в электронном обучении текст как основная единица обучения русскому языку начинает существовать, существует и функционирует в своих новообразованиях в своем триединстве – «текст-гипертекст-кибертекст» [Тряпельников, 2014].

Такое определение текста и понимание современной технологической материальной основы его функционирования в языковой среде дает новые инструментальные решения для организации и включения в обучение русскому языку текста как основной единицы обучения.
Именно такому представлению о тексте как единице обучения, на мой взгляд, идеально отвечает и соответствует инструментарий iSpring.

— Какие возможности iSpring оказались для вас самыми полезными?

Учебные материалы должны передавать энергию, образ, который учащемуся несет учитель, апеллируя к его живому языковому сознанию.

Авторы, разработчики учебных материалов, как правило, начинают работу с представления материалов в MS Word, затем контент (учебно-методический контент) формируется в PowerPoint и в формате PDF. Потом начинают создаваться учебные курсы в iSpring. Говорят, что картина, нарисованная компьютером и картина, нарисованная художником — это разные вещи: в обучении языку очень важно нести живые чувства, образы, менталитет учащемуся.

PowerPoint и iSpring дает возможность делать материалы, которые передают энергию преподавателя, и в результате получаются не просто презентации, а полноценные средства обучения языку.

При этом iSpring тонко передает все нюансы PowerPoint и позволяет сделать «техническую оснастку» материала незаметной, чтобы пользователь непосредственно воспринимал «рукотворный» живой материал.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, какие материалы вы создаете с iSpring, на какую аудиторию они ориентированы.

В пособиях к нашим курсам, в разработке которых в составе авторских коллективов я принимаю участие, учебно-методический контент формируется с опорой на материалы фольклорного народного творчества, на материалы из живой истории русской культуры, материалы из истории России. Наши учебные пособия используются в курсах по развитию речи для иностранных студентов, которые изучают русский язык, а также на курсах повышения квалификации для преподавателей русского языка.

При создании учебных материалов авторы исходили из того, что в первую очередь эти материалы должны быть интересны в российской аудитории, носителям русского языка — тогда они будут интересны и иностранцам.

Наши курсы прекрасно подходят для языкового образования и общекультурного развития детей и взрослых. Мультимедийные материалы оказались очень востребованными, в том числе за рубежом. Всего учебные курсы прошли более 300 человек.

В основном это студенты и преподаватели русского языка как иностранного, которые проходят курсы повышения квалификации. Материалы размещаются онлайн: в системе дистанционного обучения и на учебном портале РУДН. Студенты и преподаватели сами регистрируются в системе, проходят курсы и получают оценки.

Вот некоторые темы учебных курсов:

  • Русский язык, история и культура России в учебных пособиях по РКИ.
  • История России, русской литературы и искусства.
  • Русский язык в образах истории и культуры с IX века до развала СССР.
  • Воспитание сказкой.
  • Русский язык и музыка.

— В чем, на ваш взгляд, ключевые преимущества работы с iSpring для преподавателя?

В качестве преимуществ iSpring я бы выделил простоту использования, опору на традиционные технические средства (PowerPoint), наличие интегрированной среды разработки курсов и облачные сервисы iSpring Online и Cloud.

Простота использования — это не только критерий, но и необходимость, которая дает уверенность при обращении к техническим ресурсам.

Традиционно преподаватели русского языка далеки от техники: как правило, после повышения квалификации они хорошо знают Word и PowerPoint, основные возможности обработки аудио и видео — и на этом все. Но для преподавателя русского языка это уже очень много. Поэтому важно, чтобы работа с техническими средствами была простой и не вызывала отторжения. Преподаватель будет отказываться от сложности, которая ему в данный момент не нужна. iSpring интегрируется с PowerPoint, поэтому в нем легко разобраться и готовить учебные материалы.

iSpring — современный драйвер инфокоммуникационной поддержки обучения русскому языку в российском образовании, странах ближнего и дальнего зарубежья

— Кому бы вы порекомендовали использовать продукты iSpring?

Рекомендую iSpring и тем, кто учится, и преподавателям, которые создают учебные курсы. Также продукты будут хорошим выбором для организаторов учебных заведений, которые экономят средства на организацию дистанционного обучения и хотят получать качественный результат. СДО iSpring Online постоянно развивается, и ее будут предпочитать организации, у которых нет сильной технической поддержки, при этом они смогут без проблем пользоваться системой.

Анатолий Тряпельников,
доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации
Факультета гуманитарных и социальных наук РУДН

Литература:
Тряпельников А.В. Интеграция информационных и педагогических технологий в обучении РКИ (методологический аспект) / Монография. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2014. – 80 с.: илл. ISBN 978-5-98269-117

Редактор статьи: