eLearning вместо очных тренингов
Как в MW-Light сократили расходы на обучение в 10 раз
Тенденции дистанционного обучения в 2018 году: 9 ключевых приемовТенденции дистанционного обучения в 2018 году: 9 ключевых приемовТенденции дистанционного обучения в 2018 году: 9 ключевых приемовТенденции дистанционного обучения в 2018 году: 9 ключевых приемовТенденции дистанционного обучения в 2018 году: 9 ключевых приемовТенденции дистанционного обучения в 2018 году: 9 ключевых приемовТенденции дистанционного обучения в 2018 году: 9 ключевых приемовТенденции дистанционного обучения в 2018 году: 9 ключевых приемов image/svg+xml image/svg+xmlimage/svg+xmlimage/svg+xml

Виртуальная реальность, чат-боты и курирование контента. eLearning стремительно развивается: появляются новые жанры и форматы. Мы изучили мировой опыт и составили список приемов дистанционного обучения, ставших трендом в этом году за рубежом. Спойлер: некоторые из приемов уже активно используют и в России.

1. Виртуальная и дополненная реальность

Технология виртуальной реальности (VR) вышла за пределы игр и видео, открыв новые возможности для обучения. Так, британский банк Lloyds Banking Group с помощью VR отбирает новых сотрудников. Надев очки виртуальной реальности, кандидат на должность попадает в офис. Его задача – оформить кредит клиенту. Лучших зачисляют в штат.

Пожарная служба Coral Springs Parkland Fire во Флориде при помощи VR тренирует курсантов. Подключившись к виртуальному тренажеру, спасатель оказывается в эпицентре пожара. Ему нужно вынести из огня людей и оказать первую помощь.

О виртуальной подготовке пожарных телеканал NBC выпустил новостной сюжет

Компания Boeing разработала авиасимулятор  для обучения будущих пилотов. Плохая видимость, туман, сильный ветер, поломки оборудования — нештатные ситуации стажеры отрабатывают в безопасных условиях.

На авиасимуляторе компания Boeing обучает стажеров

Западные ветры принесли моду на VR и в Россию. К примеру, на виртуальном тренажере электромеханики РЖД учатся ремонтировать станочный электропривод.

Струдники РЖД учатся чинить пульт ДСП на железнодорожных путях

А студенты Санкт-Петербургского технического университета в 3D-мире готовят к запуску космические ракеты.

Новичкам по шагам объясняют весь процесс работы с космической техникой

Если VR — альтернатива очным занятиям, то AR — дополнение к ним. К примеру, автомобильный концерн BMW выпустил интерактивное руководство для начинающих механиков, которое помогает обнаружить и устранить поломку в автомобиле.

Надев очки, новичок самостоятельно сможет отремонтировать движок машины

Еще три года назад многие компании пугала стоимость внедрения виртуальной или дополненной реальности в обучение. Но со снижением цен на VR-аксессуары бизнес стал активно развивать новое направление в eLearning и чаще отправлять сотрудников на стажировку в параллельный мир.  

2. Игровое обучение и геймификация

Геймификация — использование игровых правил для достижения реальных целей. Другими словами, за счет игры вы делаете скучные задания интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым. Такой прием повышает интерес к обучению. Поэтому компании продолжают вкладывать деньги в игры, а также геймифицировать учебные курсы.

Самый простой способ геймифицировать eLearning — превратить электронный курс в интерактивный квест с сюжетом, персонажами, испытаниями. Например, международная сеть ресторанов фастфуд Domino’s Pizza выпустила электронный курс по приготовлению пиццы.

Курс помогает запомнить рецептуру блюд и научиться вкусно готовить

В форме игры сотрудники компании учатся готовить разные виды пиццы: подбирать продукты, нарезать, раскладывать их на тесто и оценивать результат.

Российские компании тоже создают захватывающие обучающие квесты. К примеру, Новолипецкий металлургический комбинат выпустил курс по пылегазоочистным установкам. В нем подробно рассказано, для чего нужны устройства и как они работают.

Здесь, как в компьютерном квесте, пользователь может выбрать персонажа, за которого будет играть, перемещаться из одной локации в другую и проходить миссии.

NLMK

Сотрудник может выбрать персонажа, за которого будет играть

Как в хорошем компьютерном квесте, сотрудник всегда сталкивается с выбором: поступить по правилам или закрыть глаза на проблему.  

3. Мобильное обучение (mLearning)

Согласно исследованию Dscout, в среднем человек прикасается к экрану телефона 2 617 раз в сутки. Уловив тенденцию, компании стали разрабатывать электронные курсы для мобильников и планшетов. Так гаджеты взяли роль «учителя» на себя.

Основное преимущество в том, что учиться можно в любом месте в свободное от работы время: по дороге в офис или во время обеда.

Оценив перспективу мобильных тренингов, многие компании выступили за многоканальность обучения. Для них важно, чтобы курс был доступен как на компьютере, так и на мобильном устройстве. К примеру, мобильное обучение использует пивоваренная компания «Балтика». 

Компания учит торговых представителей работать в программе «Монолит»

Компания рассылает сотрудникам обучающие видео и целые курсы, которые можно посмотреть на смартфоне и планшете.

4. Чат-боты

Популярность Siri на iPhone говорит о повышенном интересе людей к виртуальным помощникам (чат-ботам). В eLearning уже есть первые прототипы.

Например, компания Tettra создала чат-бот в мессенджере Slack. Он самостоятельно ищет контент на нужную тему — сотрудник задает вопрос в мессенджере, чат-бот находит подходящую статью и отправляет ее в чат.

В России интерес к чат-ботам крепчает с 2015 года. Сейчас их активно используют в обучении. К примеру, бот в Telegram по имени @AndyRobot помогает выучить английский язык с нуля или подтянуть до нужного уровня. Andy ведет серьезные беседы «за жизнь», поддерживает small talk, подбирает для пользователей тесты и игры. А бот @mybookbot найдет нужную книгу через интернет и сбросит ссылку для скачивания.

5. Персональное обучение

Хороший репетитор вместо того, чтобы прогонять ученика по всей учебной программе, в первую очередь разбирает темы, в которых он «плавает». Этот метод используют и в дистанционном обучении — вместо того чтобы предлагать одинаковые курсы всем сотрудникам, каждому назначают лишь те, которые помогут укрепить слабые стороны.

Модель персонального обучения использует группа компаний «СиЭс Медика» – дистрибьютор медицинской техники OMRON Healthcare. Для каждого торгового представителя в компании создают индивидуальные траектории развития. Но сначала сотрудников тестируют при помощи метода «360 градусов». Торговых представителей оценивают по 5 критериям: профессионализм, ответственность, клиентоориентированность, ответственность и лояльность.

После диагностики становится ясно, какие пробелы сотрудникам нужно заполнить. В итоге каждый получает лишь те материалы, которые помогают улучшить работу.

6. Микрообучение (Microlearning)

Микрообучение удерживает позиции в топе eLearning-трендов 7 лет. Суть подхода — подавать материал небольшими порциями. К примеру, разделить 40-минутную видеолекцию на четыре коротких урока. Сотрудники смогут просмотреть их в обеденный перерыв или по дороге домой — потратят немного времени, зато вооружатся знаниями.

Microlearning можно встроить в общую стратегию обучения. К примеру, использовать микрокурсы до начала очных тренингов, чтобы разжечь интерес. Или отправлять короткие обучающие статьи после лекций, чтобы закрепить пройденный материал.

Принципов микрообучения придерживается «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). Компания создает короткие привязанные к практике онлайн-курсы с четкой структурой и навигацией. Сотрудники могут открыть их с телефона в любое удобное время.

Компания Mary Kay — известный производитель брендовой косметики и парфюмерии — также применила технологию microlearning для обучения команды. Новички проходят пошаговый курс, состоящий из нескольких модулей. Это десятиминутные уроки по продуктам и общению с клиентами, упражнения на отработку коммуникативных навыков, чеклисты и видеоклипы. 

Фрагмент курса от Mary Kay 

Многочисленные исследования утверждают, что основная проблема молодого поколения — рассеянное внимание. Среднее время, в течение которого современные ученики могут оставаться сфокусированными на одной задаче, составляет 10 минут. Формат микрообучения учитывает это и использует внимание учащихся на полную.

7. Обучение через соцсети

Материал усваивается лучше во время взаимодействия с другими учащимися – когда люди советуются, делятся собственным мнением и получают обратную связь. Это заметили многие компании и стали использовать в развитии сотрудников соцсети. Чаще всего для этих целей используют Facebook, Вконтакте и LinkedIn: создают закрытые сообщества и загружают учебные материалы. Сотрудники могут изучить их в любое удобное время, оставить комментарий или задать вопрос.

Некоторые компании создают социальные сети на базе СДО. Например, Virgin Media – известный провайдер телекоммуникационных услуг – запустил социальные инструменты на основе платформы Cisco. Теперь сотрудники имеют доступ к обучающим материалам с любого устройства и могут обмениваться информацией с помощью мгновенных сообщений, видеозвонков и онлайн-конференций.

8. Интерактивное видео-обучение

Популярность видеоконтента продолжает стремительно расти. Согласно статистике Simply Measured, половина пользователей Facebook в день смотрят хотя бы один видеоролик. В целом за 24 часа видео просматривают более 800 миллионов человек. Компании уловили тренд и стали снимать собственные обучающие ролики.

Видеоуроки делают обучение максимально наглядным. Бизнес-тренерам не нужно тратить время на разъезды и выступления: достаточно один раз снять видео и открыть к нему доступ. Можно доходчиво объяснить любую тему: от основ интернет-продвижения до занятий плаванием. Обучение проходит в формате «смотри — повторяй».

Компания Deloitte для отбора сотрудников создала интерактивное видео, которое имитирует первый день на новой работе. Персонаж попадает в разные ситуации. К примеру, проливает кофе на сотрудника компании. И нужно выбрать — извиниться перед человеком или сделать вид, как будто ничего не произошло. Те, кто правильно прошел тест, попадают в команду Deloitte.

9. Курирование контента

Курирование контента — еще одна восходящая тенденция дистанционного обучения. Само слово «курирование» произошло от английского слова «куратор». Так называют человека, который подбирает произведения искусства для музея и заботится о сохранности коллекции.

Кураторство — сбор, систематизация или переработка материалов для повторной публикации. По форме — пассивный репостинг, цитирование, переупаковка, дайджесты, подборки и прочие способы дать материалу вторую жизнь.

В чём магия? В пользе и экономии времени. Контент давно накрыл пользователей с головой, чтобы найти один-два хороших материала, им приходится просмотреть десятки бесполезных сайтов. Курирование — это спасение пользователя. Куратор тоже «перелопачивает» сотни источников, но в копилку попадает лишь качественный контент.

Как это работает в eLearning? К примеру, компании нужно научить менеджеров по продажам правильно делать холодные звонки. Вместо того чтобы разрабатывать авторскую программу обучения, бизнес-тренер ищет нечто подобное в интернете, затачивает «под себя» и прогоняет по курсу сотрудников. Это курирование контента.

Или компания формирует базу знаний. Помимо авторских курсов, сюда попадают книги и статьи с других источников. Вместо того чтобы серфить интернет в поисках дельного материала по нужной теме, сотрудник просто заходит в корпоративную базу знаний. Куратор провел исследование и отобрал лучшее за него.

Бизнес-тренерам и сотрудникам курирование контента помогает экономить время, компании — деньги. Вместо того чтобы тратить ресурсы на создание электронного курса, можно просто «сгуглить» его в интернете.

Мы обозначили основные тренды в развитии eLearning. Надеемся, что они станут вектором, в направлении которого вы сможете двигаться, и помогут вам спланировать дальнейшие шаги.

Какие тенденции дистанционного обучения вы собираетесь внедрить в 2018 году? Будем рады вашим комментариям!

Хотите получать советы по разработке курсов и организации eLearning, а также тренды и обзоры кейсов на почту, подпишитесь на ежемесячную рассылку статей.

Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.

Подробнее о iSpring Online 14-дневная пробная версия

Платформа для корпоративного обучения

iSpring Online помогает автоматизировать обучение в компании и держать под контролем результаты обучения.

iSpring Online
Платформа для онлайн-обучения с мировым именем
Всего за 96 рублей в месяц на сотрудника!
Узнать больше →
 
iSpring Online
До запуска вашего учебного портала всего 1 клик
  • Создайте единую базу знаний, доступную сотрудникам 24/7
  • Загружайте курсы, проводите обучение, контролируйте результаты
  • Всего за 96 рублей в месяц на 1 сотрудника