Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.

Подробнее о iSpring Online 14-дневная пробная версия

Возможно ли обучение без границ? Да – с помощью системы дистанционного обучения (СДО, англ. LMS). Это виртуальный класс, где можно учить студентов или сотрудников из любой точки мира и отслеживать их успеваемость. В этой статье вы узнаете, что такое система дистанционного обучения, кому она подходит и какие задачи решает.

СДО

Для чего нужна СДО

С помощью СДО удобно планировать учебную нагрузку и отслеживать, как студенты или сотрудники проходят онлайн-курсы и тесты, посещают виртуальные занятия или вебинары. Весь контент хранится в одном месте, как и история обучения каждого студента: легко посмотреть, какие курсы он прошел, когда и сколько времени потратил на изучение материала. При этом учеба выходит за пределы привычной аудитории – студент может учиться в любом месте и в любое время. В СДО преподаватели и руководители управляют учебной нагрузкой, проводят курсы и онлайн-семинары, хранят результаты обучения и отслеживают успеваемость студентов.

Немного истории

Первая система дистанционного обучения появилась в 1960 году в Университете Иллинойса (США). Изначально СДО использовались только внутри организации и устанавливались на сервер; сейчас типичная система – это веб-сервис, который помогает учиться и обучать 24 часа в сутки.

ГодСобытиеОписание
1960Первая LMSПервая LMS называлась PLATO (Programmed Logic for Automated Teaching Operations). Это была первая компьютерная система обучения с онлайн-сообществом. Сначала PLATO использовали только студенты университета Иллинойса, а позднее систему стали применять во всем мире.
2002СДО MoodleПоявилась первая СДО с открытым исходным кодом — Moodle. Эта система получила мировую известность. Вузы и компании используют Moodle для онлайн-обучения студентов и сотрудников.
2004Стандарт SCORM 2004SCORM (англ. Shareable Content Object Reference Model) – сборник стандартов для СДО, который обеспечивает совместимость компонентов курсов с разными системами. SCORM 2004 до сих пор используют многие современные СДО.
2012Облачные СДОБлагодаря облачным технологиям вузы и компании загружают учебные курсы и тесты в интернет, не устанавливая дополнительные программы, а студенты и сотрудники получают знания в любой точке мира.

Кому подходит СДО

В России и за рубежом системы дистанционного обучения используют преподаватели школ и университетов, репетиторы, создатели электронных курсов и бизнес-тренеры, специалисты по корпоративному обучению.

В сфере образования СДО применяют не только для обучения отдельным предметам. В крупных вузах (например, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МЭСИ) системой дистанционного обучения пользуются студенты всех факультетов и направлений. В системе хранятся учебные материалы и результаты успеваемости каждого студента, а в онлайн-сообществе учащиеся общаются в режиме реального времени и консультируются с преподавателями.

В компании система дистанционного обучения помогает организовать электронное обучение с нуля или автоматизировать систему развития персонала, которая уже построена. Электронные курсы, тесты и вебинары можно адаптировать в зависимости от целей обучения и сферы деятельности компании. При этом сотрудники учатся без отрыва от работы и проходят курсы на любых устройствах, а онлайн-формат избавляет от необходимости оборудовать помещение для занятий, оплачивать услуги преподавателя и просчитывать логистику.

Какие задачи решает современная система дистанционного обучения?

Что можно сделать в СДО

В зависимости от выбора системы ее характеристики могут отличаться, но с помощью большинства платформ вы легко решите следующие задачи.

1. Разместить учебные материалы

Владелец СДО загружает в систему учебные курсы, тесты и опросы, видеолекции и вебинары, которые будут доступны для просмотра и изучения. Некоторые СДО позволяют формировать из отдельных курсов программы обучения. Студент изучает такие материалы последовательно и получает доступ к следующему курсу только после завершения предыдущего. Большинство СДО поддерживают загрузку материалов в стандартных форматах SCORM и Tin Can.

2. Добавить пользователей и назначить им курсы и тесты

Администратор СДО приглашает студентов или сотрудников в систему. Как и при очном обучении, их можно объединить в группы или организации и настроить разные права доступа к материалам. Студенты учатся вместе или проходят курсы и тесты по индивидуальной программе.

3. Оценивать результаты обучения

В современных СДО преподаватель или создатель курсов не только обучает, но и следит за достижениями учеников. Подробная статистика покажет, какие разделы курсов оказались самыми сложными, сколько времени студенты тратят на изучение материалов и как часто заходят в систему.

4. Общаться и обсуждать учебные материалы с пользователями

В СДО студенты и сотрудники общаются между собой, делятся опытом и консультируются с преподавателем. В то же время пользователи могут комментировать учебные материалы и сообщать, какие разделы курса показались увлекательными или слишком сложными. На основе такой обратной связи преподаватель или создатель курсов обновляет содержание и улучшает структуру учебных материалов.

5. Организовать платное обучение

Преподаватели и бизнес-тренеры загружают учебные материалы в СДО и указывают стоимость курса или вебинара. Учащиеся оплачивают обучение прямо в системе с помощью электронных сервисов (например, Яндекс.Деньги).

6. Обучать в любом месте и в любое время

Если система поддерживает доступ с планшетов и смартфонов, пользователи могут проходить курсы на работе, дома и в дороге, в том числе без доступа в интернет.

Виды систем дистанционного обучения

Бесплатные и коммерческие

Самая известная бесплатная система  – Moodle. Она пользуется большой популярностью в вузах, но довольно сложна в настройке. Это СДО с открытым исходным кодом, поэтому ее можно адаптировать для организации или учебного заведения. Однако для этого может потребоваться помощь технических специалистов.

Коммерческие системы, как правило, более просты в использовании. Разработчики таких СДО часто выпускают обновления продуктов и учитывают запросы клиентов. Если у пользователя возникают сложности, он может посоветоваться со специалистом технической поддержки. С основными коммерческими СДО можно ознакомиться в обзоре на сайте LMSlist.ru.

Облачные и с установкой на сервер

Если из-за требований безопасности компания не может размещать учебные материалы в онлайне, СДО устанавливается на сервер компании. Такую систему внедряют и настраивают технические специалисты, а для организации электронного обучения требуется много времени.

Облачные СДО не нужно устанавливать на сервер, и их можно протестировать, прежде чем приобретать подписку. Студенты и сотрудники проходят курсы и тесты, загруженные в систему, в любом удобном месте.

Преимущества внедрения

С помощью СДО преподаватель или специалист по обучению может:

  • организовать электронное обучение в вузе или компании “с нуля”;
  • автоматизировать уже построенный процесс обучения;
  • создать единую базу всех учащихся;
  • позволить слушателям курса учиться самостоятельно, когда и где угодно;
  • сократить административные расходы;
  • внедрить смешанное обучение;
  • тестировать сотрудников и студентов;
  • обучать большое количество людей одновременно;
  • выдавать сертификаты о прохождении курсов.

Чеклист по выбору

Ниже приведён список вопросов, которые помогут определиться в выборе СДО:

  1. Техническая документация. Имеется ли на сайте подробная информация о функциях и возможностях СДО, ответы на частые вопросы?
  2. Техническая поддержка. Менеджеры оперативно и качественно отвечают на вопросы пользователей?
  3. Наличие пробной версии. Доступна ли бесплатная (пробная) версия, которую можно протестировать после регистрации?
  4. Пользовательский интерфейс. Насколько просто пользователи и администраторы могут самостотельно разобраться с функционалом системы, не читая техническую документацию?
  5. Простота администрирования. Насколько просто можно управлять пользователями и контентом, настраивать систему?
  6. Возможности кастомизации. На сколько быстро, просто и емко можно настроить СДО под требования корпоративного стиля?
  7. Возможности интеграции. На сколько быстро и просто можно встраиваться в корпоративные информационные системы?
  8. Возможности расширения. Имеются ли готовые модули для расширения СДО до комлексной систеы автоматизации HR-процессов?
  9. Хранение контента. Имеется ли возможность загружать видео, презентации, документы, изображения и готовые SCORM-курсы, разработанные в других системах?
  10. Редактирование контента. Имеется ли возможность создавать и редактировать учебные материалы, объединять их в учебные курсы, настраивать условия их прохождения?
  11. Создание и проведение тестов. Имеется ли возможность создавать различные виды тестовых вопросов, проводить тесты онлайн и автоматически получать результаты?
  12. Продажа учебных курсов. Имеется ли возможность предоставлять платный доступ к учебным курсам или отдельным учебным материалам?
  13. Мобильное обучение. Имеется ли возможность просматривать учебный контент не только с компьютеров, но и с мобильных устройств?
  14. Добавление пользователей. Поддерживается ли саморегистрация пользователей, импорт из списка, синхронизация с базой данных кадров?
  15. Редактирование профиля пользователя. Может ли пользователь редактировать свой профиль, просматривать результаты и историю обучения, хранить сертификаты, обмениваться сообщениями?
  16. Группировка пользователей. Можно ли объединять пользователей в различные группы и массово назначать этим группам учебные курсы?
  17. Поиск и фильтрация. Насколько удобно искать отдельного пользователя в базе данных?
  18. Управление ролями. Можно ли самостоятельно настраивать права доступа для отдельных пользователей или групп?
  19. Планирование обучения. Имеются ли в системе календари, расписания или графики обучения, помогающие планировать процесс обучения для отдельных пользователей или групп?
  20. Геймификация обучения. Имеются ли в системе рейтинги, бейджики, статусы или внутренняя валюта?
  21. Уведомления. Получают ли пользователи уведомления об изменениях, происходящих в системе: назначение нового курса, новый комментарий или сообщение?
  22. Вебинары. Имеется ли возможность проводить и записывать вебинары?
  23. Чаты. Имеют ли пользователи возможность обмениваться сообщениями друг с другом?
  24. Форумы. Имеют ли пользователи возможность создавать обсуждения на любые темы?
  25. Микроблоги. Имеют ли пользователи возможность вести свои микроблоги?
  26. Лента новостей. Имеется ли возмоность централизовано информировать пользователей о наиболее важных событиях?
  27. Опросы. Имеется ли возможность проводить массовые опросы пользователей?
  28. Учёт очных занятий. Имеется ли возможность учитывать результаты занятий, проводимых в очной форме?
  29. Шаблоны отчетов. Имеются ли в системе шаблоны наиболее популярных видов отчетов по достижениям пользователей и просмотрам учебных материалов?
  30. Конструктор отчетов. Имеется ли возмозможность создавать уникальные формы отчетов?
  31. Единоразовые платежи. Какова стоимость продуктов и услуг, которые необходимо оплатить один раз в начале внедрения СДО?
  32. Подписка. Какова стоимость годовой подписки и от чего она зависит?

Как попробовать

Чтобы быстро организовать электронное обучение в вузе или компании, подберите СДО, которую легко настроить без специальной подготовки. Если вы ищете простое решение, попробуйте iSpring Online – удобную облачную СДО, с помощью которой уже учатся 160 тысяч человек.

Если вам понравилась статья, дайте нам знать  —  нажмите кнопку Поделиться.

А если у вас есть идеи для полезных статей на тему электронного обучения  —  напишите нам в комментариях, и мы будем рады поработать над новым материалом.