Что нужно, чтобы сегодняшние школьники, а завтрашние студенты и выпускники могли иметь доступ к самым современным знаниям в различных областях? Необходимо внедрять передовые технологии в обучении, одной из которых является открытое образование.

На прошлой неделе на конференции EdCrunch состоялась презентация национальной платформы открытого образования. Для чего нужна национальная платформа, какие задачи она решает, чем отличается от других технологий и почему именно сейчас так много говорят об открытом образовании. На эти и многие другие вопросы отвечает Волков Александр Витальевич, проректор по информатизации Поволжского Государственного Технологического Университета.

Волков Александр Витальевич

Александр Витальевич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, что такое национальная платформа, для чего она нужна и почему было решено создавать свою российскую платформу, хотя в мире есть много аналогов?

В конце прошлого года под руководством министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова был создан Совет по открытому образованию.

Тема открытого образования сейчас вызывает большой интерес в мире, есть ряд успешных примеров крупных международных проектов, наиболее известный из них – Coursera, организатор – Дафна Колер.

С целью развития открытого образования в России Советом было принято решение о создании платформы открытого образования. С этой миссией восемь ведущих российских вузов: МГУ, МФТИ, МИСиС, ВШЭ, СПбГУ, СПбПУ, ИТМО, УрФУ объединились в ассоциацию «Национальная платформа открытого образования».

У ассоциации есть свой сайт, а сама платформа имеет два адреса openedu.ru и открытоеобразование.рф. Проект платформы стартовал 1 сентября этого года, сейчас там собрано более 40 курсов от 8 вузов, входящих в ассоциацию. Все курсы в открытом доступе, пройти их может любой желающий.

В чем отличие российской открытой образовательной платформы от существующих в других странах?

Сами MOOC (массовые открытые онлайн-курсы) воспринимаются как расширение свободы людей в получении образовательных услуг, возможность учиться тому, что интересно, и делать это так, как удобно.

И за рубежом, и у нас открытое образование строилось как дополнительное и развивающее, которое расширяло возможности, горизонты для каждого желающего, и только некоторые площадки могли обеспечить выдачу подтвержденных сертификатов, которые можно потенциально перезачесть в вузе.

Национальная платформа ориентирована на освоение курсов в рамках основных образовательных программ, в первую очередь, бакалавриата. Цель текущего этапа проекта – дать всем желающим возможность освоить отдельные дисциплины в ведущих университетах страны без необходимости поступления в эти университеты. Более того, проект изначально предполагает высокий уровень достоверности оценки результатов обучения, что позволит осуществлять перезачет успешно пройденных курсов в рамках образовательных программ.

То есть взаимодействие может осуществляться в 2-х плоскостях:

1 – Каждый желающий может обучиться тому или иному курсу ведущего вуза на этой платформе. Само обучение бесплатное. Единственное, что будет реализовано на возмездной основе, — это процедура идентификации личности с целью сдачи контрольных мероприятий, предусмотренных курсом, и в дальнейшем получения сертификата.

2 – Также тот или иной вуз или филиал могут выбрать курсы национальной платформы и заключить сетевой договор с вузом-разработчиком открытых курсов, и в дальнейшем использовать эти курсы в своем учебном процессе, вместо того, чтобы читать их самим.

Еще одно отличие национальной платформы от других аналогов – это высокие требования к качеству курсов. Все курсы, которые выставлены на этой платформе, прошли необходимую экспертизу и соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов.

Какова роль Поволжского Государственного Технологического Университета (Волгатех) во взаимодействии с национальной образовательной платформой?

Во-первых, Волгатех уже несколько лет достаточно активно занимается внедрением электронного обучения. Мы накопили хороший опыт, у нас запущен собственный портал открытого обучения.

Во-вторых, поскольку мы хотим развиваться и быть конкурентоспособными, мы используем все возможности для обеспечения этого развития. Как только появились первые сведения о создании платформы ведущими университетами России, мы обратились в Ассоциацию с предложением стать площадкой для апробации курсов.

Как будет проходить апробация в Волгатехе?

Мы планируем провести апробацию в двух вариантах. Первый предполагает, что студенты нашего вуза смогут бесплатно проходить обучение и получать сертификаты по рекомендованным университетам открытым курсам платформы, что очень важно. А университет на основании этих сертификатов сможет сделать студентам перезачет соответствующих курсов основной образовательной программы.

Второй вариант: на основании сетевого договора с Уральским федеральным университетом четыре академические группы будут изучать три открытых курса платформы вместо соответствующих дисциплин, читаемых в университете в рамках основной образовательной программы.

Таким образом, мы постараемся на своем опыте собрать достаточно хороший практический материал по организации взаимодействия с платформой и использованию открытых курсов в учебном процессе, который может быть полезен для других вузов.

Первые результаты участия в проекте мы представим на семинаре «Организация образовательного процесса с использованием открытых онлайн-ресурсов», который состоится 17-18 ноября этого года в нашем университете при поддержке Минобрнауки и ассоциации.

Что получит от реализации этого проекта каждая из сторон: государство, вузы, слушатели курсов?

Слушатели открытых курсов получат качественный продукт, дополнительный выбор на рынке образовательных услуг, возможность перезачитывать изученные курсы при получении образования в вузе, а также возможность для саморазвития и совершенствования.

Для вузов реализация этого проекта также важна. Поскольку курсы разработаны ведущими вузами и прошли качественную экспертизу, то они уже ценны, и их можно считать за образец и эталон, по которому можно и нужно сверять свою работу. У тех вузов, которые испытывают кадровые проблемы с преподавательским составом, появится возможность решить их с помощью курсов платформы. Многие курсы платформы содержат качественную виртуализацию практических занятий, а значит у вуза появляется альтернатива – либо тратить большие деньги на современное оборудование для практических занятий, либо самим заниматься виртуализацией, либо использовать готовые открытые курсы.

В государственном масштабе проект поможет поднять качество и доступность нашего образования в мировом образовательном пространстве. Интернет не имеет границ, соответственно, открытое образование даст возможность получить качественную образовательную услугу большему количеству людей.

Какие программные продукты для разработки курсов используются и почему? Нет ли потребности в единых требованиях к используемым форматам и инструментам?

Платформа реализована на базе LMS edX. Поскольку платформа единая, и круг вузов-разработчиков курсов ограничен, то вопрос единообразия форматов размещения не стоит. Какими инструментами пользоваться при создании курса – это решение принимает каждый вуз – разработчик самостоятельно исходя из специфики предметной области.

Что даст реализация этого проекта для Йошкар-Олы?

Конечно, это определенная известность, так как интерес к платформе в России и за рубежом уже большой. То, что Волгатех выступает в качестве университета, на базе которого проходит апробация, говорит о признании вуза Ассоциацией, а, следовательно, о подготовленности вуза к этим процессам и достойном качестве образования в нем. В наш город будут приезжать и перенимать опыт другие учебные заведения, это даст им возможность познакомиться с нашим замечательным городом!

Партнерство iSpring и Волгатеха продолжается уже несколько лет. Университет использует продукты iSpring для создания мультимедийных электронных курсов. Другим аспектом сотрудничества является подготовка на базе Волгатеха программистов, многие из которых затем приходят работать в iSpring.  Крепкие партнерские отношения подкреплены также и тем, что мы находимся в одном городе – Йошкар-Оле – и нас объединяет стремление развивать наш город.