LMS (Learning Management System) — Cистема управления обучением. Также иногда употребляется понятие E-learning. Пример такой LMS-системы Moodle. Русский синоним LMS — СДО (система дистанционного обучения)

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) — стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

История

Инициативная группа ADL начала разработку SCORM в 2003 году. В декабре 2004 года Министерство обороны США предписало, чтобы все разработки в области электронного обучения (E-learning) соответствовали стандарту SCORM.

Первые версии SCORM (1.0, 1.1, 1.2) были тестовыми, сейчас они не поддерживаются ADL. На их основе была разработана версия SCORM 2004.

Разделы SCORM 2004

Overview

Вводная часть стандарта. Здесь содержатся общие положения и идеи SCORM.

Content Aggregation Model (CAM)

Эта часть стандарта описывает структуру учебных блоков и пакетов учебного материала. Пакет может содержать курс, урок, модуль и т. п. В пакет входят xml-файл (Manifest), где описана структура пакета, и файлы, составляющие учебный блок. Manifest включает:

  • метаданные (свойства компонентов учебного материала)
  • организацию учебного материала (в каком порядке расположены компоненты)
  • ресурсы (ссылки на файлы, содержащиеся в пакете)
  • sub-Manifest (xml-файл может содержать под-Manifest)

Блоки учебного материала, входящие в пакет, могут быть двух типов: Asset и Sharable Content Object (SCO). Asset — элемент, который не взаимодействует с LMS-сервером, это может быть html-страница, просто картинка, звуковой файл или flash-объект и т.п., SCO — это элемент, который взаимодействует с LMS-сервером: сообщает о ходе и результатах обучения, получает и передает дополнительные данные и т.п. (как минимум SCO сообщает о своем запуске и завершении), кроме того SCO является тем «кирпичиком», который может быть использован для построения совершенно другого обучающего курса.

Run-Time Environment (RTE)

Эта часть стандарта описывает взаимодействие SCO и системы обучения (Learning Management System, LMS) через программный интерфейс приложения (Application Program Interface, API). Требования SCORM RTE позволяют обеспечить совместимость SCO и LMS, чтобы каждая система дистанционного обучения могла взаимодействовать со SCO таким же образом, как и любая другая, соответствующая стандарту SCORM. LMS должна обеспечивать доставку требуемых ресурсов пользователю, запуск SCO, отслеживание и обработку информации о действиях учащегося.

Sequencing and Navigation (SN)

Эта часть стандарта описывает, как должна быть организована навигация и предоставление компонентов учебного материала в зависимости от действий учащегося. Требования SCORM SN позволяют упорядочивать учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями.

Conformance Requirements

Эта часть содержит полный список требований, проверяемых ADL, на соответствие стандарту SCORM.

Редактор статьи:

  • мария

    какие LMS поддерживают scorm?

  • В настоящее время стандарт SCORM поддерживают большинство LMS и CMS (Course Management System), например, такие бесплатные системы, как Moodle или OLAT.

  • Активно пользуюсь Moodle и Articculate (ваш конкурент). Не получается добиться корректной интеграции файлов в SCORM, генерируемых Артикулэйтом в Мудл.
    На сколько это решено у вас? Можно ли где-то посмотреть пример как отображаются ваши файлы SCORM в LMS и в частности в Moodle?

  • Андрей Адеркин

    К сожалению, примеров в открытом доступе у нас нет.

    SCORM-пакеты, создаваемые продуктами iSpring, полностью соответствуют стандартам:
    http://webapps.adlnet.gov/CertifiedProducts/Certification.aspx?ID=334
    http://webapps.adlnet.gov/CertifiedProducts/Certification.aspx?ID=335

    К тому же при тестировании продуктов мы в первую очередь проверяем взаимодействие курсов именно с Moodle как с одной из самых популярных LMS.

  • Антон

    Поддерживаются ли курсы, созданные в iSpring в СДО Webtutor?
    Дело в том, что запускаться они запускаются с портала, но добиться передачи данных о набранных проходящим результатах пока не удается. И поэтому СДО не собирает статистику покурсу/тесту iSpring’a, что не устраивает.

  • julia.shuvalova

    Антон, добрый день!

    Указанная Вами СДО поддерживает стандарты SCORM 1.2, SCORM 2004, AICC, поэтому с интеграциеей в нее курсов и тестов, созданных с помощью iSpring, не должно быть проблем. Посмотрели демо указанной СДО, но это не дало результатов. Если у Вас есть возможность, дайте пожалуйста доступ к системе, чтобы протестировать и помочь Вам.

    support@ispring.ru

  • Антон

    Здравствуйте!

    Сейчас я тестирую ispring quizmaker и параллельно выбираю LMS. Пока еще не пробовал ничего интегрировать. Объясните пожалуйста саму концепцию scorm: получается, что если в моей LMS залогинен пользователь, и он проходит интегрированный тест, то в тест автоматически импортируются учетные данные пользователя, а обратно в LMS автоматически экспортируются результаты теста?

    Выполняется ли проверка, что тест был запущен 1 (2, 3) раза, и на уровне чего это делается? на уровне lms или теста?

    Заранее спасибо за ответ

    • julia.shuvalova

      Антон, добрый день!

      Прошу извинить за задержку с ответом.

      1) Объясните пожалуйста саму концепцию scorm:
      *** SCORM необходим для обеспечения совместимости курсов и LMS. Например, Вы создаете тест или электронный курс. За счет поддержки программами iSpring стандартов SCORM (все редакции) готовый тест или курс Вы сможете сохранить его в виде SCORM-пакета и затем загрузить в любую LMS с поддержкой стандартов SCORM. То есть описанное Вами относится к работе LMS, а не к SCORM.
      Если же у Вас нет своей СДО и Вы заинтересованы в данном вопросе, мы можем предложить Вам iSpring Online.
      iSpring Online является Системой Дистанционного Обучения по подписке. То есть Вы создаете аккаунт в системе, и сможете создавать группы обучающихся, загружать курсы и тесты и отслеживать статистику прохождения материала учащимися с помощью системы отчетов.
      Сейчас iSpring Online на английском языке, но есть возможность перевести интерфейс для пользователя на любой язык, в том числе русский. В ближайшее время iSpring Online будет переведена на русский и выложена на сайте ispring.ru.
      Вы можете попробовать все возможности iSpring Online на нашем международном сайте: http://www.ispringsolutions.com/ispring-online.
      Для клиентов из России мы предлагаем специальные цены на iSpring Online, значительно ниже цен в $.

      получается, что если в моей LMS залогинен пользователь, и он проходит интегрированный тест, то в тест автоматически импортируются учетные данные пользователя, а обратно в LMS автоматически экспортируются результаты теста?

      *** Сначала пользователь логинится в LMS и затем проходит тест(ы), размещенные в LMS ранее администратором или преподавателем. Нет необходимости импортировать учетные данные пользователя в тест, так как пользователь изначально залогинился в LMS. Пользователь проходит тест, результаты прохождения теста обрабатываются LMS. Администратору (или преподавателю) результаты прохождения теста пользователем доступны в LMS в виде различных отчетов.

      3) Выполняется ли проверка, что тест был запущен 1 (2, 3) раза
      *** В iSpring Online доступна такая статистика в том числе.

      4) и на уровне чего это делается? на уровне lms или теста?
      *** Это отслеживается на уровне LMS.