Сторителлинг в e-Learning

Вы читаете перевод статьи 4 Storytelling Strategies To Capture Learners’ Attention.

Вспомните одну из прочитанных книг или фильм, который вы недавно смотрели. Можете представить первую сцену?

Возьмем, к примеру, фильм “Марсианин”. Даже спустя несколько недель можно вспомнить, как он начинается: воет ветер, поднимается красная пыль, доносятся звуки ракет…

А теперь представьте какой-нибудь онлайн-курс из недавнего опыта. Скорее всего, как и большинство курсов, он начинался с вводной части (“Добро пожаловать на обучение технике безопасности на кухне!”), обзора очевидных для всех понятий (“Кухня может быть опасным местом…”) и списка пунктов, претендующих на звание целей обучения (“Сегодня вы узнаете, почему важно чистить духовку”).

Помнят ли учащиеся материалы курса так же чётко, как сцены из кино и романов? Вряд ли, однако не очень справедливо сравнивать e-Learning и голливудские фильмы. В конце концов, наша цель – обучение, а не развлечение.

С другой стороны, есть по крайней мере два важных фактора, которые объединяют разработчиков e-Learning и творцов индустрии развлечений:

  1. Мы создаем впечатления для людей.
  2. Эти впечатления должны оставаться в памяти.

Есть разные способы рассказать историю. Однако и фильмы, и книги, и игры опираются на эффективные стратегии привлечения внимания. Именно поэтому удивляет электронный курс, который начинается со скучного и “плоского” вводного текста. Этот подход не отражает наших знаний о том, как привлечь внимание и удерживать его.

Есть 4 принципа сторителлинга, которые можно применить к e-Learning, чтобы привлечь внимание учащихся.

1. Поставьте интересную задачу

Возможно, самый эффективный способ завладеть вниманием людей – предложить им решить задачу.

Когда наши чувства обостряются? Когда мы сильнее всего готовы реагировать? В ситуации риска… когда мы видим возможность выиграть и возможность проиграть.

Майкл Аллен

признанный эксперт e-Learning

В фильме “Марсианин” применяют этот подход, заставляя зрителей сопереживать персонажу в уникальной ситуации выживания.

К счастью, нам не нужно изобретать что-то новое, чтобы поставить интересную задачу. Мы знаем о ситуациях и вызовах, с которыми обучающиеся сталкиваются каждый день. Если вы не уверены, какие интересные задачи привлекут аудиторию, опросите несколько слушателей курса. Задайте им пару вопросов, например:

  • Какие ошибки совершают люди?
  • С какими ограничениями вы сталкиваетесь?
  • Какие советы вы бы дали новичку в вашей сфере?
  • Что самое сложное в [конкретной задаче]?
  • Как вы понимаете, что хорошо справились с работой?

2. Начните с действия

Фильм “Марсианин” не начинается с рассказа о том, что на Марсе очень опасно. Не услышите вы и цитат из учебника по марсианской географии, химии почвы или науке об атмосфере.

Кадр из фильма "Марсианин"

«Прежде чем мы начнём, вы должны узнать 10 фактов о ботанике…»

Нет, действие начинается с того, что команда NASA в спешке покидает Марс, оставив раненого астронавта Марка Уотни в миллионах миль от родной планеты.

Начать с действия – не значит ставить вопрос жизни и смерти на первом слайде, хотя для определенной аудитории это сработает. Это значит, что слушателей курса нужно подвести к действию как можно скорее. Такой подход называется “test then tell”.

“test then tell” – основа дизайна курсов, в которых учащийся находится в центре внимания. Этот принцип рекомендует начать обучение не с контента, а с «вызова» – конкретной задачи или теста. И уже потом показать учащимся материал на основе того, как они выполнили задание.

Итан Эдвардс

специалист по стратегии e-Learning

3. Уделите внимание деталям

Вымышленный командир Марк Уотни любил слушать диско. Специалисты NASA отправили на Марс картошку для ужина ко Дню Благодарения, который так и не отпраздновали астронавты. Нюансы и детали оживляют вымышленную ситуацию. Они словно сообщают зрителю: “Это реально. Это важно. Обратите внимание”.

Вот пример того, как компания Allen Interactions применила этот подход при создании эскиза для клиента. (Примечание: это черновой рисунок. Интерфейс представлен в упрощенной форме).

Сторителлинг: прототип

Ноутбук на столе представляет угрозу безопасности. Однако записка на доске (и смайлик) создают ощущение, что его оставил реальный человек.

Сторителлинг: ситуация из курса

Сотрудник выбрал пароль “mylittlepony357”. Такие детали позволяют изобразить на рисунке настоящее рабочее место.

4. … но не переборщите

В фильм “Марсианин” вошло множество интересных подробностей о героях, но еще больше деталей были опущены. Мы не узнали ничего важного о семье Марка Уотни. Не увидели личной жизни вымышленного руководства NASA – эти вещи не имели отношения к истории.

В e-Learning важно соблюдать баланс между вовлеченностью и эффективностью обучения. Будьте аккуратны, добавляя функции и мелочи, которые не повышают успеваемость учащихся. Реалистичность и разнообразие материала очень важны, но после определенной точки каждая деталь может усиливать когнитивную нагрузку и мешать сосредоточиться на главном.

Помните об учащихся

Иногда создание электронного курса может напоминать миссию NASA: сжатые сроки, жесткие бюджеты, и наконец мы запускаем курс в LMS. Как и пылевая буря на Марсе, внезапно может нагрянуть кто-то, кто сведет на нет все усилия по анализу и разработке.

Мы можем создать такой электронный курс, чтобы у учащихся были наивысшие шансы на успех. Не полагайтесь на волю случая – если вы завладеете вниманием учащихся, ваш курс непременно достигнет цели.

Редактор статьи: