Российская система образования регулярно меняется. Одной из последних существенных трансформаций стал переход на компетентностный подход в обучении бакалавров.

9 декабря 2014 года специалисты компании iSpring приняли участие в Университетском завтраке «РИК. Определи свое будущее», на котором обсуждался новый компетентностный подход в обучении. Организаторы «завтрака» — Институт образования НИУ ВШЭ – передовики в этом вопросе, им удалось собрать на мероприятии не только представителей крупнейших вузов Москвы, но и деятелей образования и науки РФ, работодателей и даже эксперта из США, профессора Ричарда Шавелсона.

Благодаря этому дискуссия получилось очень конструктивной, участники смогли обсудить вопрос внедрения компетентностного подхода в образовании со всех точек зрения.

hse-photo-1

В чем заключается суть компетентностного подхода?

Дело в том, что работодатели ждут от выпускников-бакалавров не просто знания предмета или смежных с ним дисциплин, а умения решать конкретные задачи бизнеса. Именно поэтому в Министерстве образования РФ было принято решение о переходе к оценке не знаний студентов, а оценке их компетенций. На данном этапе выделено 3 ключевых компетенции: Решение проблем, Информационная грамотность, Критическое мышление (РИК).

То есть для решения конкретных рабочих задач выпускник-бакалавр должен уметь найти информацию по теме вопроса, отсеять весь «шум» и оставить только ту информацию, которая понадобится ему для поиска ответа. Проанализировав полученные данные, он должен сделать выводы и предоставить работодателю решение задачи.

Перед методистами вузов, которые занимаются оценкой знаний студентов, встал вопрос: как проверить уровень компетентности в соответствии с РИК?

Простые тестовые вопросы с одиночным или множественным выбором здесь не всегда подойдут, ведь жизнь зачастую не дает нам готовых альтернатив. Поэтому был разработан комплекс очень разных заданий, включающих в себя анализ литературы, работу с текстом, просмотр видеороликов и «проигрывание» рабочих ситуаций.

Перед Институтом образования НИУ ВШЭ — организаторами тестирования РИК — встал вопрос, с помощью какого программного продукта можно реализовать это тестирование?

Необходимо было учитывать следующие моменты:

  • Разноплановость вопросов.
  • Необходимость проведения тестирования дистанционно.
  • Автоматический сбор результатов теста и формирование отчетов по успеваемости каждого студента.
  • Возможность проходить тестирование не только с компьютеров, но и с мобильных устройств.

Учитывая сложность поставленной задачи, организаторы проекта были рады узнать, что существует российский разработчик, программы которого полностью соответствуют всем перечисленным требованиям. Так компания iSpring стала участником пилотного проекта РИК по тестированию бакалавров.

Для нас, как разработчиков, это был, безусловно, полезный опыт. Мы смогли оценить реалии российского образования и проблемы, которые стоят перед вузами, выпускниками-бакалаврами и работодателями. Мы осознали, что можем помочь российскому образованию решить стоящие перед ним задачи, поняли, в каком направлении нужно работать и как совершенствовать продукты iSpring, чтобы они максимально подходили для оценки результатов обучения в университете.

hse-photo-2

Проект РИК был успешно проведен Институтом образования НИУ ВШЭ на базе 5 вузов г. Москвы: самого НИУ ВШЭ, Финансового университета, ГУУ, МЭСИ и РУДН. В общей сложности в тестировании РИК приняло участие 200 студентов. Результаты проекта позволяют говорить о дальнейшем распространении полученного опыта в вузах России.

В свою очередь организаторы проекта высоко оценили сотрудничество с разработчиками iSpring и отметили высокое качество программных продуктов. Руководитель группы «Проектирование обучения и развитие компетенций» Института образования НИУ ВШЭ Олег Подольский отмечает это в своем видеоинтервью: