Современные музеи всё чаще предлагают программы, ориентированные на различные целевые группы. Это могут быть образовательные, семейные, развлекательные и иные проекты.

Традиционно основной целевой аудиторией музейных образовательных программ в России являются дети школьного возраста. Информационные технологии и различные мобильные гаджеты непременно присутствуют в школьной среде. Поэтому необходимо правильно воспользоваться этими технологиями для привлечения школьников в музеи.

Способы реализации:

  • Разработка специальных компьютерных программ для музейных экспозиций.
  • Организация виртуальных музеев и экскурсий.
  • Создание и использование игр, викторин.
  • Дистанционные формы работы (вебинары, курсы, семинары, мастер-классы и др.)
  • Использование QR-кодов  для дополнительного информационного сопровождения. (Учащиеся могут применять их для размещения фотографий экспонатов музея в социальных сетях, а также для комментирования таких публикаций голосом или текстом.)
  • Создание и активное использование разнообразных ЭОР.
  • Иные решения.

Особенно эффективны в музейной педагогике:

  • интегрированные уроки;
  • уроки в форме игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
  • уроки с элементами исследования, изобретения, комментирования, репортажа.

Развитие образовательной деятельности музея неотделимо от участия музея в решении проблем современного общества. В числе них: изменение форм проведения досуга, распространение новых форм коммуникации — социальных сетей и моделей дистанционного общения. Будущее каждого конкретного музея во многом зависит от того, каким образом музей сможет наладить диалог со своей аудиторией. Поэтому не удивительно, что многие современные музеи стали активнее использовать образовательные и информационные технологии.

Наиболее известные Российские музейные проекты:

I. «Русский музей: виртуальный филиал». Осуществляется Русским музеем (ФГУК «Государственный Русский музей», Санкт-Петербург) с 2003 года. Это межрегиональный и международный проект, который позволяет сделать доступной для самой широкой аудитории крупнейшую в России коллекцию русского искусства.

II. Музейный инспектор. Это интерактивный образовательный проект, призванный определить самый популярный столичный музей с точки зрения детской аудитории. Предоставляет возможность обмениваться впечатлениями от посещения галерей и выставок, оценивать их работу и выбирать лучший музей столицы через специальный портал.

Пример обучающей презентации (ЭОР)  “В.М. Васнецов” с встроенным тестом.

Этот проект создан с помощью программных продуктов iSpring.

Редактор статьи: