Качественная подготовка персонала приобретает все большее значение: растут требования к навыкам и умениям сотрудников, а также объем информации, с которой приходится работать. Эффективное обучение персонала позволяет выдержать жесткую конкуренцию на рынке и снизить затраты на подготовку сотрудников удаленных подразделений. В этой статье вы узнаете о традиционных и современных методах обучения персонала, их достоинствах и недостатках.

Традиционные методы обучения

Традиционные формы обучения входят в любую программу кадровой эволюции и карьерного роста. Лекции и семинары привычны как преподавателям, так и обучающимся. Главное достоинство этих методов — личный контакт преподавателя с аудиторией, что позволяет в полном объеме использовать вербальные навыки, а также наладить устойчивую обратную связь.

1. Лекционные методы

Самая простая и распространенная форма обучения персонала. Данные методы позволяют быстро и с максимальным охватом передать большой объем знаний. Прямой контакт преподавателя с аудиторией дает возможность адаптировать материал под конкретные задачи. Это самая экономичная форма взаимодействия с большими коллективами. Она хорошо подходит в качестве основы для применения других методик обучения, а также для комплексного образования.

Недостаток лекций — пассивность слушателей и множество дестабилизирующих внешних условий. А отсутствие полноценных индивидуальных консультаций и сложность проверки и закрепления знаний заметно ухудшают общую эффективность. Нельзя сбрасывать со счетов и личностные факторы, такие как профессионализм и талант лектора, а также усталость слушателей или отсутствие у них личной мотивации. Поэтому актуальность лекций постепенно снижается.

2. Семинары

Более эффективная форма, поскольку позволяет «на лету» вносить изменения в план и форму подачи материала, более активно взаимодействовать с аудиторией, а также оценивать уровень усвоения материала. Однако для реализации этих факторов учебные группы приходится делать маленькими (8-15 человек), что резко повышает затраты, особенно в условиях больших коллективов или привлечения высококлассных преподавателей. Также здесь действуют и личностные факторы, хотя в силу более «плотного» контакта со слушателями их проще нивелировать.

3. Инструктаж и наставничество

Самые популярные методы подготовки персонала. Их плюсы— возможность учиться на рабочем месте с максимальной нацеленностью на результат и применять полученные знания на практике. Важен и постоянный контакт со специалистом, компетентным в изучаемой области. Опыт наставника передается ученику в максимально приближенном к практике виде. А взаимосвязь с другими членами коллектива улучшает способность работать в группе.

Среди очевидных недостатков все тот же личностный фактор, большие затраты времени и отвлечение наставника от собственной работы. Да и в целом ориентация на перспективу порой бывает весьма слабой, поскольку квалификация самого инструктора может оказаться недостаточной.

4. Групповые тренинги

Эта форма обучения удачно сочетает в себе черты других традиционных методов. Групповые тренинги неплохо передают новые знания, особенно на практике, оттачивают процесс создания устойчивых рабочих схем и алгоритмов, стимулируют взаимодействие между звеньями коллектива и отдельными сотрудниками. Множество преимуществ дают занятия, которые проводят сами сотрудники компании, имеющие более высокую компетенцию. Это не выдача готовых решений, а активная тренировка, создание некой системы, позволяющей ученику самому находить ответы, а преподавателю — систематизировать знания.

Очень значим уровень подготовки преподавателя, а также его умение быстро перестраиваться под новые задачи. В ряде случаев эту проблему легко сгладить за счет привлечения разных руководителей курсов, но в силу субъективных факторов избавиться от неё в целом не удастся.

К тому же полученные на тренингах знания порой весьма недолговечны, а навыки требуют дальнейшего закрепления на практике. Поэтому использование данного метода предполагает дальнейшее сопровождение участников группы, что зачастую невозможно либо в силу финансовых и временных затрат, либо в связи с отъездом тренера.

5. Стажировка

Весьма распространенная и удобная форма обучения. Она может применяться как с отрывом от производства, так и непосредственно в компании, что дает массу преимуществ при планировании работы и подборе персонала. По большинству параметров эта форма сходна с наставничеством и тоже ориентирована на конечный результат, но предоставляет обучающемуся больше инициативы и возможностей для самообразования. Часто при этом методе внутрифирменного обучения персонала нивелируется и человеческий фактор, поскольку ученику или соискателю приходится взаимодействовать с разными службами и специалистами.

6. Самообразование

Один из самых эффективных способов получения знаний. Самостоятельная подготовка ориентируется на запросам самого обучающегося и позволяет использовать огромный массив знаний, который предоставляют сетевые технологии. Базы данных в интернете и появление мультимедийных средств обучения дают этой методике новую жизнь.

Самообразование эффективно сочетается с групповыми тренингами, хорошо дополняет лекционные занятия и служит средством анализа для кадровых служб. Ученик выбирает время обучения исходя из собственных предпочтений, что повышает его мотивацию и может быть легко использовано кадровыми службами. При этом данная форма не требует больших финансовых затрат и позволяет выделить инициативных сотрудников.

Достоинства и недостатки

Общие недостатки традиционных видов обучения:

  • Слабая обратная связь.
  • Мало возможностей для индивидуальной работы.
  • Практически полное отсутствие инструментов для быстрой оценки и корректировки результатов.
  • Человеческий фактор. Тренер должен уметь максимально использовать все сильные стороны методов обучения, эффективно подать материал и заинтересовать самого пассивного слушателя, но при этом соблюдать гибкость в подходах и быстро адаптироваться к запросам аудитории.
  • Необходимость проводить занятия в отрыве от производства, что заметно сокращает их привлекательность как для внутрифирменного обучения персонала, так и для самих сотрудников.

Все это мешает напрямую подсчитать экономический эффект и спланировать дальнейшее обучение и переподготовку. Однако есть и немало положительных сторон:

  • Психологическая готовность людей к подобного рода обучению.
  • Обилие материалов, доступных в литературе и в интернете.
  • Отточенность методик, которые позволяют максимально использовать особенности традиционных форм передачи знаний.
  • Взаимодействие преподавателей и аудитории, что ведет к постоянной наработке новых знаний, улучшает оценку текущих потребностей и оптимизирует способы решения задач.

При активном взаимодействии с кадровыми службами и умелой организации работы традиционное обучение дает потенциал для дальнейшего развития как самой компании, так и сотрудников.

Обучение с помощью современных технологий

Системы дистанционного обучения (СДО) быстро и уверенно занимают свое место в системе подготовки кадров. Они органично заполняют «узкие места» традиционного образования, что позволяет совместить множество весьма интересных методик и нивелировать известные сложности. Главный козырь СДО — возможность организовать результативную работу с любыми по размеру группами, вне рабочего места, без выезда специалистов и всех сопутствующих затрат.

Преимущества дистанционного обучения:

  • Минимальные требования к техническому обеспечению.
  • Нет необходимости содержать штат лекторов или тренеров.
  • Широкий выбор обучающих программ.
  • Системы дистанционного обучения позволяют при любом охвате аудитории проводить занятия в режиме онлайн-трансляций или с использованием облачных сервисов, а также самостоятельно — с помощью структурированных курсов, которые можно проходить на любом компьютере, телефоне или планшете.
  • Возможность индивидуально ознакомиться с материалом в максимально удобной форме, повторно пройти весь курс или какой-то проблемный фрагмент, а также закрепить учебный материал и получить оценку.
  • Преподаватель и ученик работают в удобное для себя время, в привычном окружении, легко подбирают форму и периодичность, уровень и интенсивность погружения в тематику.
  • Наличие в обучающих программах мощного инструментария для контроля результатов, быстрого создания тестов, сбора статистики и анализа, что бесценно при адаптации курсов под конкретные условия и задачи. Такая обратная связь на порядок превышает все возможности традиционного обучения и является действенным и объективным методом оценки эффективности обучения.
  • Гораздо большая вовлеченность в процесс. Аудио и видео облегчают восприятие сложных форм и больших массивов информации. Интерактивные таблицы, викторины, диалоги и мини-тесты разнообразят процесс и помогут постоянно отслеживать промежуточные результаты, а продуманные элементы внешнего оформления удержат фокус интереса в рамках задания.
  • Возможность просчитать экономический эффект обучения с точностью до процента.
  • Цена учебного курса или программного пакета для дистанционного образования гораздо ниже по сравнению с традиционными методиками.

Все это особенно актуально для быстрого создания или адаптации обучающих курсов для конкретной компании с учетом её специфики и задач. После того как вы создадите базу знаний или приобретёте соответствующий софт, останется лишь подсчитывать выгоду за счет многократного их применения для какой угодно большой или специфической аудитории, в любой точке планеты и в течение сколь угодно длительного периода времени. Поэтому современные платформы дистанционного обучения по праву считаются одной из самых эффективных форм управления как обычым образовательным процессом, так и кадровой работой и аналитикой.

Семь случаев, когда дистанционное обучение сотрудников лучше традиционного:

  • Есть потребность в быстрой подготовке персонала, его тестировании и планировании перспектив развития при удаленности отдельных подразделений и больших штатах. Особенно это актуально для крупных и средних компаний с развитой филиальной сетью, в которых дистанционное обучение сотрудников способно существенно сократить затраты и оптимизировать использование рабочего времени.
  • Нужно выстроить единую систему управления знаниями (СУЗ) как инструмента для планомерного обучения и переподготовки специалистов компании.
  • Есть необходимость в формировании теоретических навыков или обновлении знаний в интеллектуальных и узкоспециализированных областях. Впрочем, для первоначального обучения это тоже весомый фактор, поскольку кроме определения уровня ученика и улучшения его умений помогает избавиться от излишних страхов перед сложными задачами.
  • Необходима эффективная обратная связь с возможностью быстрой и объективной оценки результатов. Это актуально для кадровых служб и преподавателей, активно работающих в очных формах обучения. Здесь нужно быстро и точно выявить исходный уровень соискателя и ученика, а результат измеряется уже вполне конкретной экономией времени и сил.
  • Имеются ограничения в бюджетах и сроках, а также нежелателен длительный отрыв специалистов от реального производства. Также применение этого метода весьма эффективно с точки зрения сокращения затрат на обучение и переподготовку сотрудников.
  • Сотрудники хорошо мотивированы на обучение и обладают достаточной базовой подготовкой для усвоения новых знаний.
  • Есть техническая возможность охватить большую группу работников в удалённом режиме. В настоящее время этот фактор постепенно минимизируется, поскольку стремительное развитие новых программных пакетов и сетевых технологий позволяет получить широчайший охват аудитории.

Заключение

Без регулярного обучения и переподготовки персонала предприятия быстро теряют свои конкурентные преимущества. Однако очевидная сложность задачи часто приводит к формализации кадровой работы, теряются сильные стороны разных методик и гибкость в подходах. В то же время грамотное сочетание различных форм обучения персонала позволит усилить эффект от их применения, значительно сократит время и финансовые затраты, а также даст возможность определить предпосылки для дальнейших действий.

Существуют специализированные продуктов для дистанционного обучения, которые позволят преподавателям и сотрудникам кадровых служб создавать новые обучающие курсы, начиная от простейших пошаговых инструкций и тестов и заканчивая сложными и разноплановыми системами, способными охватить все запросы пользователя. Это мощнейший и легко масштабируемый инструмент для обучения и развития самих преподавателей, формирования у них новых навыков и применения современных методик обучения.

Редактор статьи: