Основным программным инструментом электронного обучения является система управления обучением (LMS). В ней располагаются учебные материалы и осуществляется контроль за результатами работы с ними обучающихся. Качество и универсальность реализации электронного обучения может обеспечить использование специального программного обеспечения для разработки электронных учебных материалов и курсов (Authoring Tool). С его помощью возможно создание пакетов учебных материалов (часто их и называют «электронными курсами», хотя это понятие, на самом деле, несколько шире), которые практически не зависят от того, какая именно LMS используется, а, следовательно, могут переноситься из одной LMS в другую и создаваться для распространения различными способами, в том числе путем продажи. Существует несколько распространенных форматов учебных материалов, но наибольшую популярность в последние 10-15 лет получил формат SCORM. Он позволяет не только создавать иерархическую структуру материала, но и отслеживать работу обучающегося с материалом для получения подробных отчетов.

Одно из средств для создания электронных курсов — iSpring Suite — получило большую популярность благодаря своему качеству, возможностям, простоте и доступности. Помимо программы Suite, компания iSpring предлагает и LMS — iSpring Online, которая предлагается как услуга, т.е. не требует приобретения собственных серверных ресурсов и привлечения ИТ-специалистов, поэтому позволяет в комплексе с iSpring Suite быстро и просто «запустить» электронное обучение.

Но что если речь идет об организации, которая уже выбрала LMS, давно с ней работает и не собирается менять? Часто выбор образовательных организаций, в особенности ВУЗов, останавливается на LMS Moodle (почему?).

Cистема Moodle позволяет не только размещать материалы, но и создавать их непосредственно в самой системе. Однако такой подход не всегда оказывается продуктивным. Актуальность создания учебного материала в Moodle велика для заданий с «ручной» проверкой (в том числе семинаров, баз данных, форумов) и в локальных случаях — исключительно для данного учебного процесса. Moodle обладает мощным модулем тестирования, но тест Moodle, как и другие локально созданные элементы, нельзя перенести в другую LMS. Поэтому, когда требуется создать интерактивный объяснительно-иллюстративный материал, тестирование, анкетирование или тренажер (т.е. любой материал, включающий мультимедиа и логическую автоматизацию), есть смысл использовать специальный инструментарий в виде отдельного программного средства, позволяющего делать это просто, достаточно быстро, привлекательно, а главное — универсально. В частности, преподавателям и разработчикам будет удобно и привычно использовать MS PowerPoint, усиленный плагином iSpring Suite, превращающим PowerPoint из средства создания презентаций в средство создания профессиональных электронных учебных материалов. С его помощью можно создавать учебные материалы в виде наборов веб-страниц (слайдов), видео и учебных курсов. При работе с iSpring Suite определение формата — это лишь финальная часть разработки материала, что является важным фактором. То есть вы сразу разрабатываете универсальный материал, который затем можете опубликовать в удобном формате, а потом опубликовать еще раз, но уже в другом формате, если нужно.

Далее мы рассмотрим технологию работы по стандартной для электронного обучения последовательности: «Публикация материала (в формате SCORM)» -> «Размещение в LMS (Moodle)» -> «Анализ отчета о работе обучающихся» (будем считать, что проектирование проведено и материал уже полностью разработан).

Публикация материала

В качестве примера мы возьмем разработанный нами ранее материал для демонстрации возможностей iSpring Suite 8.
Завершив разработку материала с помощью PowerPoint и iSpring Suite, на вкладке iSpring Suite выберите «Публикация»:

publication

В открывшемся окне выберите слева вкладку «СДО», чтобы опубликовать материал в формате SCORM:

LMS

На главной вкладке:

  • Укажите название материала (презентации) и папку, в которой будет сохранен материал.
  • Выберите режим конвертирования (подробнее о выборе режима конвертирования). Для обеспечения максимальной совместимости мы выбрали «универсальный» режим, но стоит иметь в виду, что размер файла SCORM-пакета в этом режиме будет больше.
  • Выберите опцию «Создать zip-архив». Полученный файл можно будет загрузить в Moodle.
  • Выберите/настройте плеер, т.е. «визуальное окружение» для презентации: цвет рамки, кнопки для перелистывания слайдов, оглавление, меню ресурсов и инструментов. Можно воспользоваться одним из шаблонов или создать свой стиль (подробнее о настройке плеера iSpring).

Перейдите на вкладку «Учебный курс»:

SCORM publication

Выберите «Тип» (формат) учебного материала. Moodle полностью поддерживает формат SCORM 1.2, однако и формат SCORM 2004 будет воспроизводиться в Moodle без проблем. Также есть возможность настроить в Moodle сервис SCORM Cloud через специальный плагин. Также Moodle поддерживает формат AICC, который схож со SCORM, но менее популярен.

Далее введите название курса (дисциплины) и урока (занятия). Можно также указать описание и ключевые слова.

В настройках раздела «Прогресс и завершение» (кнопка «Настроить…») можно указать «вес» элементов оценивания (слайдов, тестов, диалогов) — множитель, определяющий их относительную значимость при расчете итоговой оценки (подробнее о форматах учебного материала и методе расчета итоговой оценки).

iSpring SCORM progress

Размещение SCORM в LMS Moodle

Для того, чтобы разместить SCORM-пакет в Moodle, войдите в курс и включите «Режим редактирования»:

Moodle Edit Mode

Если размер zip-файла SCORM относительно небольшой, то можно попробовать загрузить его в Moodle методом перетаскивания файла из менеджера файлов операционной системы компьютера в содержание курса Moodle. Этот способ наиболее быстрый и удобный.
В случае, если при загрузке выводится ошибка «Файл слишком велик для загрузки», то потребуется использовать альтернативное хранилище, предварительно загрузив файл в него. Вместо перетаскивания тогда необходимо использовать стандартный метод добавления элемента в курс:

Moodle Add Element

В открывшемся списке выберите «Пакет SCORM» и нажмите «Добавить»:

Moodle Add SCORM

Укажите название элемента. В поле «Файл с пакетом» нажмите «Добавить файл»:

Moodle Add File

В левой части окна выберите вкладку хранилища, а в правой части — загруженный в него zip-архив:

Moodle Add File Server

Перед тем как сохранить элемент, для настройки «Показать оглавление» следует выбрать значение «Выключить», чтобы SCORM, созданный в iSpring, было удобно просматривать. Также можно отключить страницу со структурой контента и структуру курса на главной странице (однако, эти настройки могут понадобиться в том случае, если SCORM включает множество учебных объектов «SCO»; при публикации в iSpring получается SCORM с одним учебным объектом, но, используя специальное программное обеспечение, можно объединить множество таких SCORM в единый курс).

Moodle SCORM Settings

В разделе «Оценка» можно установить максимальную оценку за прохождение элемента, которая будет записана в журнал оценок Moodle. Следует отметить, что она отличается от оценки, установленной при публикации в iSpring. Выбор метода оценивания в обычном случае (один учебный объект в SCORM) смысла не имеет.

Moodle SCORM Eval Settings

Если установлена возможность пройти SCORM несколько раз, то можно установить метод расчета оценки по результатам нескольких попыток: лучшая попытка, среднее попыток, первая попытка, последняя завершенная попытка. Включение параметра «Всегда новая попытка» приведет к тому, что после выхода из SCORM, даже если он не завершен, будет начинаться новая попытка. С помощью настройки «Блокировка после последней попытки» можно запретить или разрешить обучающимся проходить SCORM (без влияния на оценку) после того, как все попытки будут израсходованы.

В разделе «Параметры совместимости» все параметры можно оставить в значениях «Нет».

Moodle Scorm Settings
  • «Принудительное завершение» — для текущей попытки принудительно устанавливается статус «Завершено» (актуально только для пакетов в формате SCORM 1.2).
  • «Автопродолжение» — если в SCORM содержится множество учебных объектов, то при завершении текущего объекта в разделе автоматически будет запущен следующий объект раздела.
  • «Автоматическое завершение попытки» — автоматически сохраняет данные о прохождении, если объект SCORM будет делать это не регулярно.

Отчет о работе обучающихся со SCORM

Отчет о результатах работы обучающихся с учебным материалом SCORM можно посмотреть на странице элемента в Moodle на вкладке «Отчеты»:

Moodle SCORM Reports

Основной отчет показывает таблицу с данными о номере попытки прохождения материала обучающимся, времени первого и последнего открытия материала и оценку за данную попытку.

Moodle SCORM General Report

При нажатии на номер попытки открывается отчет, показывающий результаты по каждому учебному объекту (в обычном случае — это один объект):

Moodle SCORM Attempt Report

Подробный отчет раскрывает нам значительно больше информации:

Moodle SCORM Detail Report

В начале таблицы дана общая информация (.core), которую мы могли видеть в общих отчетах. Затем подробная информация о результатах работы с элементами учебного объекта SCORM: cmi.interactions_0 (где 0 — порядковый номер элемента). В нашем случае — это вопросы тестов и диалог. Здесь интересны следующие параметры:

  • .latency — время, которое потребовалось для ответа
  • .result — результат (оценка)
  • .time — время начала работы со слайдом
  • .type — тип вопроса (в нашем примере choice — выбор)
  • .pattern — правильный ответ
  • .student_response — ответ обучающегося
  • .weighting — вес элемента в расчете общей оценки

Параметр .id — идентификатор элемента — пригодится при выгрузке результатов для подробного анализа.

Графический отчет показывает график распределения оценок.

Moodle SCORM Graph Report

«Отчет о взаимодействии» совмещает в себе данные основного отчета и отчета по учебным объектам.

Если попытку прохождения SCORM обучающимся необходимо удалить, это можно сделать на странице основного отчета:

Moodle Delete Attempt

Благодаря тому, что Moodle легко расширяема за счет плагинов и открытого исходного кода, количество и разнообразие отчетов о прохождении SCORM может быть увеличено.

Об авторе

Смирнов Сергей Александрович — эксперт в сфере e-Learning, кандидат педагогических наук, ведущий специалист Управления информационного обеспечения Московского педагогического государственного университета, преподаватель курсов повышения квалификации по Moodle, идеолог, разработчик и администратор Портала электронного обучения МПГУ.

Понравилась статья? Читайте блог автора об электронном обучении!