Перед вами перевод статьи Тины Розенберг Turning Education Upside Down, опубликованной в блоге The New York Times.

В 2010 году Clintondale High School (Детройт, США) стала первой «перевернутой школой», то есть полностью перешла на принцип «перевернутого обучения».

Суть этого метода заключается в следующем: учащиеся выполняют домашнее задание в классе под руководством учителя, а теоретическую часть программы осваивают дома самостоятельно при помощи видеоуроков. Преподаватели записывают свои лекции на видео и выкладывают в интернет, а студенты смотрят их на своих смартфонах, планшетах или домашних компьютерах. На занятиях в классе учащиеся наоборот выполняют практические задания, упражнения и лабораторные.

Хорошо известно, что практика онлайн-обучения достаточно быстро распространяется. Появляется все больше электронных ресурсов и образовательных платформ, на которых можно прослушать самые разнообразные онлайн-курсы: от истории китайской архитектуры до аэродинамики летательных аппаратов. К таким ресурсам, например, относятся MOOC (massive open online course — массовые открытые онлайн-курсы), Khan Academy, Coursera и Udacity.

Как любое нововведение, онлайн-образование вызывает много дискуссий. С «перевернутым обучением» все несколько иначе: почти все согласны с тем, что этот метод стоит попробовать.

От ролика на YouTube к идее «перевернутого класса»

Ни одна школа пока не так вовлечена в процесс «перевернутого обучения», как школа Clintondale. А началось все с простого случая: директор школы Грег Грин записал видео с демонстрацией игры в бейсбол для команды, в которой играет его 11-летний сын, и выложил на YouTube. Ребята смогли посмотреть видео достаточное количество раз, чтобы понять правила и технику игры, и потратили основное время на отработку практических навыков.

Так, весной 2010 года у Грега Грина появилась идея «перевернутого обучения», и он решил провести небольшой эксперимент. Школьный преподаватель социальных наук  Энди Шил обучал два класса по одним и тем же материалам и заданиям, но один из классов был «перевернут». В «перевернутый класс» вошли многие студенты с низкой успеваемостью.

Спустя 5 месяцев ученики «перевернутого класса» начали опережать в учебе традиционный класс. В «перевернутом классе» все получили за аттестацию оценки «удовлетворительно» и выше, а в традиционном классе успеваемость осталась без изменений.

После этого Грег Грин решил перевести всю школу на такой метод обучения. Обучение по «перевернутому» принципу изменило сразу несколько аспектов.

3 ключевых момента перевернутого обучения

Первый аспект — это домашняя работа. Поначалу учителя записывали 20-минутные видеоролики, но постепенно сократили их до 6 и даже 3 минут. Это обеспечило частые повторные просмотры таких мини-уроков. Ведь многие студенты боятся переспрашивать что-либо в классе, чтобы не показаться глупыми. А пересматривать видеоуроки необходимое количество раз им никто не мешает.

Старшеклассница Лавейн Харрис из школы Clintondale отмечает: «Раньше, когда у меня возникали сложности с домашней работой, я ничего не могла с этим поделать дома, а теперь, если и возникают проблемы с видео, его можно просто пересмотреть столько раз, сколько нужно».

Конечно, тот факт, что студенты должны просматривать видеоуроки дома, еще не значит, что они действительно сделают это. Поэтому некоторые учителя, например, преподаватель физики Роберт Таунсенд, дают своим ученикам короткие онлайн-тесты по просмотренному видео либо просят показать конспект в классе.

Выполнение домашних заданий — проблема не только «перевернутого обучения». Ведь студенты, которые не хотят смотреть видеоуроки, с еще меньшей вероятностью будут делать обычные домашние задания. Зачастую дома ребенку не у кого попросить подсказки или, например, бывает, что домашняя обстановка просто не позволяет сосредоточиться над уроками.

Robert Townsend отмечает, что 75-80% учащихся смотрят его видеозаписи. «Это удобно, современно, им это нравится. Это мир, в котором они живут, мы как бы говорим с ними на одном языке».

Второй и еще более важный аспект «перевернутого обучения» — это высвобождение классного времени для практических занятий. Студенты разбиваются на группы по несколько человек и проделывают необходимые задания. При этом они общаются, взаимодействуют и могут задавать вопросы. А учитель имеет возможность уделить внимание каждому в классе и видит полную картину успехов и неудач своих учеников.

Третьим аспектом является более правильное распределение времени и внимания учителя. При традиционном методе обучения преподаватель, как правило, работает лишь с теми студентами, которые задают вопросы и активно ведут себя на занятии, в то время как остальные просто отсиживаются. В новой модели обучения просто отсидеться не получится:  учитель видит уровень успеваемости каждого в процессе выполнения практических заданий и может вовремя подключиться, чтобы помочь.

Новый опыт для школьников и учителей

«Перевернутое обучение» помогло школе Clintondale существенно улучшить показатели. Как отмечает, учитель физики Роберт Таунсенд, успеваемость учащихся повысилась с D+ до C+. Теперь Роберт Таунсенд планирует переделать видеоуроки и добавить больше онлайн-дискуссий, чтобы развивать у учащихся критическое мышление.

«Перевернутое обучение» — это новый опыт не только для школьников, но и для учителей. Он требует много энергии, креативности и умения подать материал. Это настоящее искусство, которое, кроме того, подстегивает преподавателей к развитию и самосовершенствованию. «Я могу создавать креативные уроки и интерактивный контент. Теперь у меня гораздо больше времени на это», — говорит Роберт Таунсенд. И действительно, учителям больше не нужно раз за разом читать одну и ту же лекцию разной аудитории. В интернете она будет доступна всем желающим.

Редактор статьи: