Как применять истории в обучении

Перед вами перевод статьи “Good teaching is telling stories” известного блогера и соосновательницы ресурса Quistic Пенелопы Транк.

Я уверена, что учить при помощи тестов нельзя, и что учителями являются все люди — а не только те, кто работают Учителями. Но я постоянно развиваю эти мысли и спрашиваю себя: «Почему не работают тесты? Почему в работе учителей и школ появляется все больше ограничений?»

Я думаю, что нашла ответ в историях.

  1. Математику лучше изучать через истории. Математика в вакууме — вещь чисто теоретическая, и в таком контексте она мало кому нужна и интересна. Что нам действительно нужно — это умение считать, которое позволит нам лучше понимать наш мир, задавая математические вопросы. Это не изучение правил геометрии. Это изучение того, как включить математику в истории, которые мы рассказываем самим себе об окружающем мире. Книга Beyond Numeracy Джона Аллена Паулоса помогает нам задавать вопросы, на которые можно ответить скорее при помощи историй (что такое бесконечность?), чем уравнений.
  2. Письмо лучше изучать через истории. Зачем учить ребенка писать сочинение о чем-то совершенно неважном для него? Ни одному писателю еще не удавалось писать хорошо на тему, которой он не увлечен. Чего же ожидать от детей? У каждого есть история. История Ньютона была о гравитации — предметы падают, но почему? и что происходит потом? История Эрика Фонера была о рабстве: американская история — это история о волновом влиянии рабства на национальное самосознание. Лучшие учителя не учат писать — они учат находить истории, которые много значат для будущего автора.
  3. Правописание лучше изучать через истории. Я прочитала этот интересный вывод в статье эксперта по грамотности Мисти Адинау (Misty Adinou). Статья называлась «Почему дети пишут с ошибками». Вот что пишет Мисти: «Лишь 12% слов в английском языке пишутся так же, как слышатся. Но это не означает, что правописание — непонятная наука и слова нужно заучивать. Это означает, что обучение правописанию превращается в увлекательное исследование удивительной истории языка — этимологии. Кто-то скажет, что этимология — прерогатива взрослых и опытных студентов, но это не так. Маленькие дети охотно воспринимают истории о словах — эти истории не только помогают улучшить правописание, но и расширяют словарный запас. Такие истории — это дополнительный инструмент, который позволяет понять, как вообще работает язык. И все же почему-то юным писателям (и людям, у которых страдает правописание) редко рассказывают эти истории, и в итоге им приходится чаще общаться устно и избегать письменной речи».
  4. Успешность взрослого человека прямо пропорциональна его умению рассказывать истории. Работодатели нанимают человека на работу на основании внятной и увлекательной истории его карьеры. (Мир — сложная штука, но вам удалось найти свою дорогу). Рассказывая самому себе истории о том, как вы пришли к тому, что имеете, и что для этого делали, вы становитесь стойким, стрессоустойчивым человеком. (Мир — сложная штука, но все, что имеет значение, у вас под контролем) При помощи историй мы можем управлять ощущением своего благополучия. Получается, что когда дети учатся через истории, у них закладываются важные навыки, незаменимые во взрослой жизни.
  5. Система образования не работает, потому что истории срабатывают только тогда, когда мы к ним готовы. В детстве я убедила родителей сводить меня на несколько недетских фильмов (в США фильмы с пометкой R-restricted не рекомендуются к просмотру детям до 17 лет, при просмотре обязательно присутствие взрослого). Все, что я помню из этих фильмов, это секс и насилие. Чего я не поняла тогда — это сюжета, истории. А все потому, что он был слишком далек от моего личного опыта, чтобы нести какой-то смысл. Истории служат мостиком, который соединяет знакомый нам мир и мир новых вещей, которые нам предстоит изучить. Если мостика нет — нет и обучения.

Обучение детей должно быть индивидуальным, поскольку мы рассказываем истории в свойственной нам манере. Мы смотрим на реакцию аудитории и адаптируемся. Так адаптируются маленькие дети — освоение социальных навыков заложено в них природой. Так адаптируются дети с хорошим чувством юмора — все хорошие юмористы шутили с детства, подстраиваясь под реакцию аудитории.

История — это нечто личное, и решающее значение здесь играет связь.

Нобу Аозаки создал художественную работу о том, насколько по-разному люди объясняют дорогу. Эта работа — визуальное доказательство идеи, что все люди учатся через истории по-разному. Даже простейшая история о том, как добраться из пункта А в пункт Б, у всех получается разной. Именно поэтому стандартизированное обучение через истории не работает.

Невозможно учить через истории в формате «9 учеников: 1 учитель». Каждому ребенку нужна своя личная история: о том, что ему интересно, и в нужный момент жизни. А еще каждый ребенок должен сам научиться рассказывать истории в своем собственном стиле — но ведь это невозможно оценить по пятибалльной шкале, так что, естественно, в школе такое не работает.

Редактор статьи: