Gamification

Еще несколько лет назад о геймификации никто ничего не слышал, а сейчас она является одним из популярных трендов современного образования, в том числе и электронного. Оставляя за порогом дискуссии, которые ведутся по поводу эффективности данного тренда, скажем, что геймификация выросла из практики применения игровых элементов на неигровом поле в целую науку со своими адептами, методами и моделями.

Сегодня взгляд на геймификацию как совокупность бейджей, призов и баллов, получаемых в ходе прохождения образовательного курса, построенного в виде миссии или квеста, является, мягко говоря, упрощенным. Кевин Вербах и Дэн Хантер в книге «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса» формируют модель геймифицированной системы как иерархию игровых элементов, сгруппированных по степени уменьшения абстрактности. Три уровня этой модели от высшего к низшему включают в себя общие аспекты, основные процессы и конкретные формы, которые можно использовать при построении геймифицированного образовательного курса. Чтобы дать представление о широте той области, которой занимается геймификация-наука, скажем, что, если Фербах и Хантер выделяют 10 игровых механик, компанией-разработчиком компьютерных игр SCVNGR опубликовано их 47.

Помимо игровых механизмов авторы книги описывают шесть этапов (шесть шагов D) внедрения геймификации:

  1. Define — определение цели построения системы.
  2. Delineate — описание желательного поведения (всех цепочек действий) участников.
  3. Describe — описание игроков (разные типы людей мотивируются по-разному).
  4. Devise — разработка циклов активности (цепочек мотивация ‑ действие ‑ обратная связь).
  5. Don’t forget — не забыть о развлечении
  6. Deploy — использование подходящих инструментов.

Допустим, Вы ознакомились с теорией, прошли курс Кевина Вербаха на Курсере, продумали, как и из каких элементов будет спроектирован Ваш геймифицированный курс, и за этими занятиями не забыли, что истинная цель геймификации – вовлечение обучаемых в образовательный процесс. Как осуществить пресловутое развертывание (Deploy), какие инструменты являются подходящими для этой непростой задачи?

Ответ на этот вопрос проще простого – Вам поможет самый обычный PowerPoint, инструмент, которым владеют даже школьники. Нужно только вспомнить, что помимо используемых всеми изображений и текста PowerPoint имеет библиотеку встроенных фигур, возможности анимации, эффектных переходов, функции вставки в презентацию видео и аудио, не говоря уже о гиперссылках и обработку действий мыши – мощного арсенала, позволяющего интерактивно взаимодействовать с обучаемым (игроком), не привлекая к созданию курса программистов.

Если же стандартных возможностей PowerPoint не хватает для реализации тех игровых приемов, которые вы задумали, программные надстройки компании iSpring расширяют возможности PowerPoint несколькими эффективными инструментами, которые могут существенно обогатить геймифицированный курс.

В первую очередь ‑ это тесты, которые позволят оценить знания обучаемого в баллах. Во вторую – библиотека персонажей и дополнительные возможности визуального представления контента, например, в виде книги с перелистываемыми страницами. И, наконец, возможность вставить в курс веб-объект (ссылку на любую размещенную в интернете страницу или программный компонент), флэш-ролик или YouTube видео делает возможным использовать в Вашем курсе созданные Вами и коллегами наработки. Предлагаем посмотреть видеолекцию о том, как создавать курсы с игровыми элементами с помощью PowerPoint и iSpring.

Однако, психология современного человека такова, что просмотр самого интерактивного курса с локального диска персонального компьютера не дает того ощущения внутренней свободы, которое возникает в компьютерной игре или Интернет серфинге. Обойти это ограничение очень легко – линейка десктопных продуктов компании iSpring позволит опубликовать созданный в PowerPoint геймифицированный курс в Интернете, сохраняя и визуальные эффекты, и интерактивность. При этом – внимание! – курс станет доступен для прохождения не только на компьютере или ноутбуке, но и со смартфона или планшета.

Ну и для того, чтобы обучаемые могли общаться друг с другом и преподавателем, а также для обобщения результатов прохождения курса, iSpring предлагает Online – облачную систему дистанционного обучения, которая позволит внести в образовательный процесс социализацию.