Мобильные устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем планшеты и смартфоны для общения, работы или отдыха. Набирает обороты и обучение с помощью мобильных устройств, так как возможность учиться в любое время и в любом месте является важным преимуществом. Поэтому при создании обучающих курсов стоит уделить внимание их адаптации для мобильных устройств. Ниже приведен обзор статьи Марка Саймона, содержащей ряд чрезвычайно полезных практических советов разработчикам образовательных материалов для мобильного обучения (обучения при помощи мобильных устройств).

Марк Саймон

Марк Саймон, эксперт с более чем 20-летним опытом работы в E-Learning, доцент Массачусетского университета Бостон и активный участник Гильдии экспертов в области электронного обучения, в октябре 2014 года опубликовал в Learning solutions magazine статью «Стратегии тестирования качества для целей мобильного обучения».

Тезис о том, что разработчики образовательного контента должны убедиться, что у конечных пользователей не возникает ни технических, ни когнитивных проблем с использованием создаваемых курсов, является бесспорным. Однако если в электронном обучении проверка технической работоспособности обучающих материалов в основном сводилась к соблюдению требований кроссбраузерности и совместимости с заданными СДО (системами дистанционного обучения), то в мобильном обучении из-за многообразия аппаратных платформ, работающих под управлением различных операционных систем со множественными настройками, задача существенно усложняется. Подход к решению данной задачи лежит в смежной для мобильного обучения области — области разработки программного обеспечения, и заключается в создании стратегии тестирования качества.

Существует три вида тестирования качества, о которых нужно знать для организации стратегии:

  • функциональное тестирование (тесты для проверки технической функциональности на всех заданных устройствах и платформах),
  • нефункциональное тестирование (быстродействие, безопасность, пользовательский интерфейс и т.д.),
  • приемочное тестирование (экспертная проверка, удовлетворяет ли курс содержательным требованиям для целевой аудитории).

Функциональное тестирование

Если требуется проверить, что разрабатываемый курс работает не только на компьютере, но и на планшете или смартфоне, то для функционального тестирования лучше всего составить план. Он должен как минимум включать перечень функциональных характеристик, которые Вы собираетесь тестировать (например, работу всех кликов, анимаций, триггеров, гиперссылок, переходов, аудио и т.д.), и список платформ/устройств, на которых функциональность должна быть проверена.

Нефункциональное тестирование

Из нефункциональных тестов для мобильного обучения наиболее важным является проверка удобства чтения. Особенно это актуально для смартфонов, где Ваша цель ‑ уберечь пользователей от необходимости увеличивать хотя бы основной контент. Опционально можно включить в нефункциональное тестирование проверку пользовательского доступа, безопасности, соответствие маркетинговым стандартам или продуктовому бренду и т.д. Какие бы из нефункциональных тестов вы не выбрали, убедитесь, что они включены в план тестирования.

Приемочное тестирование

При приемочном тестировании для облегчения работы предметных экспертов необходимо заранее определять требования для оценки и приемки Вашего приложения для мобильного обучения. Применив при формировании требований немного креативности, можно существенно расширить стандартную для предметных экспертов область деятельности (написанный контент, дикторский текст, оценку качества и список упущений), например, заложив требование проверки контента более чем на одном устройстве. Если вы собираетесь протестировать мобильное устройство на основе отчета предметного эксперта, в требования при приемке будет также нелишним включить несколько ключевых функциональных тестов. И, как и в случае с функциональным и нефункциональным тестированием, убедитесь, что отчет эксперта включен в Ваш план тестирования.

Есть еще пара ключевых моментов, в дополнение к вышеперечисленным, которые могут существенно облегчить задачу контроля качества. Во-первых, средство разработки курса может существенно повлиять на интерфейс, который вам нужно адаптировать к различным устройствам. Сейчас практически во всех средствах разработки есть опция HTML5, но возможности реализации существенно отличаются в зависимости от выбранного инструмента. Поэтому еще до начала проекта протестируйте выбранную программу разработки курса на устройствах, которые используют Ваши обучающиеся.

Мобильное обучение

Данный пост является переводом статьи Марка Саймона «QA Test Strategies for Mobile Learning», опубликованной в Learning solutions magazine.