Возможно ли обучение без границ? Да – с помощью системы дистанционного обучения (СДО, англ. LMS). Это виртуальный класс, где можно учить студентов или сотрудников из любой точки мира и отслеживать их успеваемость. В этой статье вы узнаете, что такое система дистанционного обучения, кому она подходит и какие задачи решает.

СДО

Для чего нужна СДО

С помощью СДО удобно планировать учебную нагрузку и отслеживать, как студенты или сотрудники проходят онлайн-курсы и тесты, посещают виртуальные занятия или вебинары. Весь контент хранится в одном месте, как и история обучения каждого студента: легко посмотреть, какие курсы он прошел, когда и сколько времени потратил на изучение материала. При этом учеба выходит за пределы привычной аудитории – студент может учиться в любом месте и в любое время. В СДО преподаватели и руководители управляют учебной нагрузкой, проводят курсы и онлайн-семинары, хранят результаты обучения и отслеживают успеваемость студентов.

Немного истории

Первая система дистанционного обучения появилась в 1960 году в Университете Иллинойса (США). Изначально СДО использовались только внутри организации и устанавливались на сервер; сейчас типичная система – это веб-сервис, который помогает учиться и обучать 24 часа в сутки.

ГодСобытиеОписание
1960Первая LMSПервая LMS называлась PLATO (Programmed Logic for Automated Teaching Operations). Это была первая компьютерная система обучения с онлайн-сообществом. Сначала PLATO использовали только студенты университета Иллинойса, а позднее систему стали применять во всем мире.
2002СДО MoodleПоявилась первая СДО с открытым исходным кодом — Moodle. Эта система получила мировую известность. Вузы и компании используют Moodle для онлайн-обучения студентов и сотрудников.
2004Стандарт SCORM 2004SCORM (англ. Shareable Content Object Reference Model) – сборник стандартов для СДО, который обеспечивает совместимость компонентов курсов с разными системами. SCORM 2004 до сих пор используют многие современные СДО.
2012Облачные СДОБлагодаря облачным технологиям вузы и компании загружают учебные курсы и тесты в интернет, не устанавливая дополнительные программы, а студенты и сотрудники получают знания в любой точке мира.

Кому подходит СДО

В России и за рубежом системы дистанционного обучения используют преподаватели школ и университетов, репетиторы, создатели электронных курсов и бизнес-тренеры, специалисты по корпоративному обучению.

В сфере образования СДО применяют не только для обучения отдельным предметам. В крупных вузах (например, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МЭСИ) системой дистанционного обучения пользуются студенты всех факультетов и направлений. В системе хранятся учебные материалы и результаты успеваемости каждого студента, а в онлайн-сообществе учащиеся общаются в режиме реального времени и консультируются с преподавателями.

В компании система дистанционного обучения помогает организовать электронное обучение с нуля или автоматизировать систему развития персонала, которая уже построена. Электронные курсы, тесты и вебинары можно адаптировать в зависимости от целей обучения и сферы деятельности компании. При этом сотрудники учатся без отрыва от работы и проходят курсы на любых устройствах, а онлайн-формат избавляет от необходимости оборудовать помещение для занятий, оплачивать услуги преподавателя и просчитывать логистику.

Какие задачи решает современная система дистанционного обучения?

Что можно сделать в СДО

В зависимости от выбора системы ее характеристики могут отличаться, но с помощью большинства платформ вы легко решите следующие задачи.

1. Разместить учебные материалы

Владелец СДО загружает в систему учебные курсы, тесты и опросы, видеолекции и вебинары, которые будут доступны для просмотра и изучения. Некоторые СДО позволяют формировать из отдельных курсов программы обучения. Студент изучает такие материалы последовательно и получает доступ к следующему курсу только после завершения предыдущего. Большинство СДО поддерживают загрузку материалов в стандартных форматах SCORM и Tin Can.

2. Добавить пользователей и назначить им курсы и тесты

Администратор СДО приглашает студентов или сотрудников в систему. Как и при очном обучении, их можно объединить в группы или организации и настроить разные права доступа к материалам. Студенты учатся вместе или проходят курсы и тесты по индивидуальной программе.

3. Оценивать результаты обучения

В современных СДО преподаватель или создатель курсов не только обучает, но и следит за достижениями учеников. Подробная статистика покажет, какие разделы курсов оказались самыми сложными, сколько времени студенты тратят на изучение материалов и как часто заходят в систему.

4. Общаться и обсуждать учебные материалы с пользователями

В СДО студенты и сотрудники общаются между собой, делятся опытом и консультируются с преподавателем. В то же время пользователи могут комментировать учебные материалы и сообщать, какие разделы курса показались увлекательными или слишком сложными. На основе такой обратной связи преподаватель или создатель курсов обновляет содержание и улучшает структуру учебных материалов.

5. Организовать платное обучение

Преподаватели и бизнес-тренеры загружают учебные материалы в СДО и указывают стоимость курса или вебинара. Учащиеся оплачивают обучение прямо в системе с помощью электронных сервисов (например, Яндекс.Деньги).

6. Обучать в любом месте и в любое время

Если система поддерживает доступ с планшетов и смартфонов, пользователи могут проходить курсы на работе, дома и в дороге, в том числе без доступа в интернет.

Виды систем дистанционного обучения

Бесплатные и коммерческие

Самая известная бесплатная система  – Moodle. Она пользуется большой популярностью в вузах, но довольно сложна в настройке. Это СДО с открытым исходным кодом, поэтому ее можно адаптировать для организации или учебного заведения. Однако для этого может потребоваться помощь технических специалистов.

Коммерческие системы, как правило, более просты в использовании. Разработчики таких СДО часто выпускают обновления продуктов и учитывают запросы клиентов. Если у пользователя возникают сложности, он может посоветоваться со специалистом технической поддержки.

Облачные и с установкой на сервер

Если из-за требований безопасности компания не может размещать учебные материалы в онлайне, СДО устанавливается на сервер компании. Такую систему внедряют и настраивают технические специалисты, а для организации электронного обучения требуется много времени.

Облачные СДО не нужно устанавливать на сервер, и их можно протестировать, прежде чем приобретать подписку. Студенты и сотрудники проходят курсы и тесты, загруженные в систему, в любом удобном месте.

Преимущества внедрения

С помощью СДО преподаватель или специалист по обучению может:

  • организовать электронное обучение в вузе или компании “с нуля”;
  • автоматизировать уже построенный процесс обучения;
  • создать единую базу всех учащихся;
  • позволить слушателям курса учиться самостоятельно, когда и где угодно;
  • сократить административные расходы;
  • внедрить смешанное обучение;
  • тестировать сотрудников и студентов;
  • обучать большое количество людей одновременно;
  • выдавать сертификаты о прохождении курсов.

Как попробовать

Чтобы быстро организовать электронное обучение в вузе или компании, подберите СДО, которую легко настроить без специальной подготовки. Если вы ищете простое решение, попробуйте iSpring Online – удобную облачную СДО, с помощью которой уже учатся 160 тысяч человек.