Learning BrainВо время недавней презентации один из присутствующих рассказал, что обучает пожилых людей работе с программным обеспечением. Но зачастую у них возникают трудности с восприятием материала, и в таких случаях, процесс учебы проходит продуктивнее, если занятие ведет ровесник.

Кто-то заметил, что так происходит, потому что ровесники имеют схожую структуру знаний по сравнению со структурой знаний инструктора. Пожалуй, это вполне логичное объяснение.

Имеется в виду, что организовать процесс обучения можно более эффективно, если объяснять материал доступным для аудитории языком. Чтобы добиться этого, необходимо понять структуру знаний учащихся.

Структура знаний

Структура наших знаний состоит из множества когнитивных схем, которые используются для упорядочивания и хранения знаний в долговременной памяти. Они объединяют всю информацию, ежедневно получаемую нами, в единую систему. Главная функция этой системы – сформировать для каждого понятия, которое мы узнали, схему из его типичных свойств. Такие схемы помогают нам мгновенно воспринимать информацию, интерпретировать ее и реагировать на внешний мир.

Простой пример когнитивной схемы для такого понятия, как «спортивный автомобиль», может включать в себя следующие типичные свойства: быстрый, дорогой, компактный, блестящий. И несмотря на то что когнитивные схемы могут меняться в процессе обучения и приобретения опыта, когда кто-то произносит слова «спортивный автомобиль», мы сразу понимаем, о чем идет речь.

«Проклятие знания»

Люди, которые находятся в процессе изучения какого-либо предмета, обладают более ограниченной, менее организованной и менее разветвленной структурой знаний, чем эксперты. Когнитивные схемы знающего человека богаче и сложнее. Вот почему эксперты, как правило, более компетентны в решении тех или иных проблем.

С другой стороны, экспертам зачастую сложно вспомнить, каково это – быть новичком. Это явление называют «Проклятием знания». Когда ты хорошо изучил какой-то предмет и отлично владеешь им на практике, становится сложно представить себя незнающим. Вот почему эксперты не всегда лучшие учителя. Они не могут объяснять материал доступным языком с позиции ученика, еще не знакомого с темой изучения.

Это препятствие можно преодолеть, если попытаться понять, о чем думает ваша аудитория и что ей уже известно. Вот почему основное правило обучения – помочь слушателям обратиться к прошлому опыту.

Что такое предварительное знание?

Способность человека усваивать новую информацию и приобретать навыки во многом зависит от тех знаний, которыми он уже обладает. В книге The Art of Changing the Brain автор James E. Zull развивает несколько идей о предварительном знании (хотя он рассуждает об этом с точки зрения нейронных связей мозга):

  • Предварительное знание основано на личном жизненном опыте каждого человека.
  •  Предварительные знания весьма прочны. Уже существующее представление о явлении или предмете может препятствовать усвоению новой информации.
  •  Предварительное знание — всегда основа нового знания; новое знание строится на уже существующих знаниях.
  • Для того чтобы наладить коммуникацию с кем-то, нужно найти общий язык, основываясь на предварительном знании.

Как заглянуть в чужой ум?

В классе или онлайн-чате, задавая аудитории вопросы и обсуждая ответы на них, можно выяснить, какими знаниями обладают учащиеся и как воспринимают мир. К сожалению, это невозможно сделать в электронном курсе, где каждый студент самостоятельно выбирает скорость изучения материала. Поэтому нужно найти способ собрать информацию о предварительном знании учеников вне курса.

Если вам удастся сделать это еще до начала обучения, вы сможете построить курс гораздо эффективнее. А дискуссии, которые возникнут после окончания курса, помогут избежать ошибок при организации будущих курсов.

Какие существуют способы «прочесть мысли» целевой группы?

  • Наблюдать за учащимися в процессе их работы над заданиями.
  • Поддерживать неформальное общение в группе.
  • Проводить интервью.
  • Обеспечить возможность общения в интернете после окончания курса.
  • Применить интерактивный подход в обучении, то есть наладить обратную связь с аудиторией.

James Zull, автор, о котором упоминалось выше, отмечает, что в небольших классах он обычно просит студентов объяснить их прошлый опыт, а также задает им специфические вопросы, которые раскрывают их представление о предмете. Поскольку он преподает биологию, вопросы могут быть, например, такими: «Опишите, как вы представляете ген» или «Нарисуйте ген». Так он заглядывает в умы своих студентов и проектирует процесс обучения, отталкиваясь от того, что студенты уже знают.

Несомненно, такой подход можно применять и в электронном обучении.

Этот пост является переводом статьи Connie Malamed, опубликованной на сайте theelearningcoach.com.

Редактор статьи: